Во второй половине декабря отмечается память двух великих святых, особо любимых как в России так и на Кипре. Речь идет о святителе Николае Мирликийском (19 декабря) и святителе Спиридоне Тримифунтском (25 декабря).
Святитель Спиридон родился на Кипре, в небольшой деревне Ассия (тур. Пашакий, сейчас находится на оккупированной территории), в 70-е годы III века (примерно в одно время со святителем Николаем). С детства его основным занятием было пасти овец. Когда пришло время, он женился, у него родилась дочь Ирина. Впоследствии Спиридон был избран епископом города Тримифунта (совр. греч. Треметусья, тур. Тремеше, населенный пункт находится на оккупированных территориях). Следует напомнить, что в те времена епископа (как и священника) избирал весь церковный народ, самостоятельно определяя, кто соответствовал этому высокому званию. Можно предположить, что Спиридон был особо любим своими соотечественниками за свой кроткий нрав, доброту и любовь. По своей простоте, даже после своего избрания на архиерейскую кафедру, он продолжал пасти овец и вести довольно скромный образ жизни. На иконах до сего дня святитель изображается в плетеной треугольной шапочке – характерной принадлежности пастухов. Простота и приветливость в общении, снисхождение к немощам были свойственны Спиридону. Слава святителя распространилась далеко за пределы Кипра, мы встречаем упоминания о нем в трудах многих церковных писателей, его ближайших современников: Афанасия Александрийского, Сократа Схоластика, Созомена и иных.
Святитель Николай родился примерно в 270 году в городе Патара. Начало его служения в сане священника относится к первому десятилетию IV века, а епископское служение – ко времени, когда христианство уже стало разрешенной религией (после 313 года).
Особо следует отметить два эпизода его жития. В странах Западной Европы была распространена легенда о том, как святитель Николай решил помочь бедняку, который, не имея возможности собрать приданое для своих дочерей, решил извлекать доход из их красоты. Епископ тайком пробрался в их дом и оставил кошел¸к с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий день. А пожертвование для младшей он бросил в дымоход. Деньги упали прямо в носок девушки, который сушился над огн¸м. Именно эта легенда и дала основания считать, будто бы святитель Николай в день своей памяти оставляет подарки детям в носках над камином. Впоследствии подарки стали дарить на Рождество, но сам святитель, которого в народе ласково называли Санта Клаус (сокращение от латинского «sanctus Nicolaus»), стал непременным гостем в каждом доме.
Также часто можно услышать рассказ о том, как святитель Николай, принимая участие во Вселенском соборе, в порыве праведного гнева заушил (то есть ударил) еретика Ария. Эта история часто приводится как доказательство того, что «добро должно быть с кулаками», ведь якобы даже великий святой не постеснялся применить грубую физическую силу по отношению к нечестивцу. Однако простое прочтение древних житий дает все основания считать, что описание конфликта с Арием – позднейшая вставка, появившаяся примерно в XIV веке. Древние жизнеописания не дают даже намека на подобное развитие событий.
Остается ответить на вопрос – чем же так полюбились эти святые и русским, и киприотам? Ответ прост: именно в них люди увидели воплощение настоящих христианских добродетелей. Как известно, самое лучшее свидетельство о вере – это свидетельство своим личным примером. Образ такой проповеди и демонстрируют нам эти великие святые (как и многие другие), вдохновляя на то, чтобы и наша христианская жизнь стала бы когда-нибудь примером для ближних.
Священник
Георгий ВИДЯКИН,
настоятель русского прихода Лимассоле