В Лимассоле справляют одно из главных событий всего года – карнавал. Слава о нем распространилась далеко за пределы острова. Так что для того, чтобы посетить это празднование, люди съезжаются из самых разных мест со всей Европы.
ЧТО ГОВОРЯТ НАМ ТРАДИЦИИ
Современный Лимассольский карнавал – это продолжение средневековых традиций как православной Византии, так и латинского Запада. Оба этих влияния отчетливо прослеживаются на Кипре. Карнавал сам по себе считается неотъемлемой частью городской европейской культуры, хотя в годовом цикле славянских народов он также присутствовал, но назывался иначе – масленица. Для того, чтобы уяснить родство двух этих событий – масленицы и карнавала – необязательно проводить специальное исследование, достаточно просто сравнить характер и формы празднования, чтобы увидеть, что речь идет практически о тождественных явлениях. …
ТА ЖЕ МАСЛЕНИЦА
Дата карнавала определяется в зависимости от даты празднования Пасхи и, соответственно, от даты начала Великого поста. Как ни странно может это показаться, но смысл карнавала и его значение, до конца актуализируется только для тех, кто постится в святую Четыредесятницу (так иначе называют Великий пост). Почему? А потому, что все это шумное веселье – это лишь вступление ко времени покаяния, которое ждет человека. Что мы отмечаем во время карнавала или Масленицы? Чем эти дни особо выделяются, да так, что требуют такого ликования и веселья? Вне церковного календаря мы не сможем этого до конца осознать.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Истоки как карнавала, так и Масленицы лежат в сфере народных преданий. Проводы зимы и встреча весны, подготовка к посеву, обращение к природе с целью испросить плодородие земли и обильный урожай – все это слилось с церковными традициями в единое празднование. В городской жизни, однако, такая «натуральная», связанная с природой, сторона праздника потихоньку отмерла, так как заботы о будущем урожае, свойственные крестьянам, для горожан были несущественны. Осталось лишь стремление повеселиться. Но карнавал – это не просто один большой безудержный кутеж. С точки зрения смыслов это особое время смены ролей. Даже с богослужебной точки зрения, это – своего рода переходный период.
На Масленичной неделе мясо уже не едят – но остальную скоромную пищу разрешается вкушать. Богослужение сочетает в себе элементы как повседневных служб, так и великопостных (хотя Великому посту еще только предстоит начаться). Народ веселится и ликует, но при этом в храмах уже читается особая молитва святого Ефрема Сирина, в которой, в частности, есть такие слова – «дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего». Такое промежуточное положение Масленицы или карнавала, как, в равной степени, и переход от зимы к весне (тоже нечто среднее – уже не зима, но еще и не весна), придают этим дням особый характер.
Народ обычно очень чутко чувствовал такую «неопределенность», и в свою очередь вырабатывал особый порядок (а вернее, беспорядок) в поведении. Сама идея переодевания, характерная как для европейских карнавалов, так и для славянской Масленицы, говорит о том, что люди снимают свои повседневные «маски» для того, чтобы облечься во что-то совсем иное, примерить на себя новую личину. Это празднование смены социальных ролей, выхода из привычной рутины хотя бы на время – для того, чтобы стряхнуть все наносное, навязанное нам окружающим обществом, и обрести самого себя в созерцательных днях Великого поста.
Георгий ВИДЯКИН
Настоятель русскоязычного прихода свт. Николая
в Лимассоле
РАСПИСАНИЕ
3 МАРТА – акафист свт. Николаю (18:00, храм в Калогири)
9 МАРТА – приходской праздник «Русская масленица» (место и время проведения согласовывается)
10 МАРТА – акафист свт. Николаю (18:00, храм в Калогири)
12 МАРТА – всенощное бдение (17:00, храм в Закаки)
13 МАРТА – Божественная литургия (9:00, храм в Закаки)
13 МАРТА – чин прощения (17:00, храм в Закаки)
14 МАРТА – начало Великого поста.