Если вы из тех родителей, кто (тщетно) пытается оторвать своих детей от компьютеров – подумайте дважды! Возможно, именно это увлечение станет первым шагом вашего ребенка на пути к успеху. Пример – Виктор Кислый, основатель и генеральный директор Wargaming, одной из крупнейших в мире компаний по созданию компьютерных игр, головной офис которой находится в Никосии. Физик по образованию и заядлый геймер, Кислый искренне увлечен своим делом и в одном из прошлых интервью признался, что компьютерные игры «сделали его лучше». Мы побеседовали с Виктором Кислым о создании игр, виртуальной реальности и о том, почему игры – это настоящее искусство.
– Согласитесь, ваша история не может не удивлять. Парень из Беларуси, еще недавно выпускник физфака и – руководитель огромной игровой империи, миллиардер…
– Вы мне только что свою книжку показали: один простой кипрский парень вот это сделал, второй – еще что-то сделал… почему не парень из Беларуси? Это часть Советского Союза – великой страны, которая была первой в космосе, победила в самой тяжелой войне всех времен и народов… Здесь нет ничего удивительного. Беларусь – замечательная страна с высоким уровнем образования.
– До вас ведь в Беларуси никто не занимался компьютерными играми.
– В конце 1980-х компьютерные игры в принципе были новым видом деятельности. Уделом «ботаников», которые сидели в лабораториях или институтах и по вечерам и в перерывах играли на рабочих компьютерах.
– А вы тоже играли?
– Меня всегда привлекали стратегические игры, такие, где ты выступаешь в роли генерала, полководца, правителя империи и так далее. Как «Цивилизация», всем рекомендую! Компьютерные игры захватывают. Раньше как было: видя меня или брата за компьютером, мама, папа, бабушки думали, что это чистой воды баловство. Но в середине 1990-х все начало очень быстро развиваться. Компьютерные игры стали, если хотите, новым видом искусства. Это такое же искусство, как «Мона Лиза».
– Почему?
– Нет однозначного ответа… В некоторые компьютерные игры по всему миру играют более миллиарда человек. Они делают это добровольно и с удовольствием. Разве это не новый вид искусства? Такой же, как театр, кино, музыка, со своими стилями, жанрами и направлениями.
Главное в компьютерных играх – это интерактивность. Начиная играть, вы как будто снимаете свой собственный фильм, создаете свою историю. А человек, который играет за соседним компьютером, создает свою, совершенно другую историю.
Кроме того, в каждой игре важна художественная составляющая. Сейчас компьютерные игры выглядят, как фильмы. Искусство в игре – это графика и анимация, это игра актеров, озвучка, спецэффекты. Например, нашу игру «Master of Orion» озвучивают Марк Хэммил и Роберт Инглунд.
– Как понять, насколько успешна та или иная игра?
– Успех компьютерной игры определяется количеством игроков. Но стоит помнить, что легендарные игры появляются редко. Это как великие фильмы, великие актеры, великие музыканты – их не бывает много. Наш успех измеряется 110 миллионами игроков в World of Tanks во всем мире, а наш «страновой» рекорд – 1,1 млн человек в России, которые одновременно играли в World of Tanks.
– Создание компьютерной игры – это сотни программистов и тысячи рабочих часов…
– Это сотни тысяч часов! Каждый элемент игры должен быть идеальным. Можно 115 раз записать звук выстрела, а потом выбрать только один. Все параметры трехмерной, очень сложной реалистичной сцены, звуки, диалоги – все тщательно просчитано. Для нашей игры «Master of Orion» нужно записать несколько десятков тысяч реплик актеров, это сотня тысяч дублей и вариантов.
– Как, по вашему мнению, изменится технология в ближайшие два-три года?
– Сейчас на первый план выходит виртуальная реальность. Я недавно пробовал очки – сами они пока еще громоздкие, но трехмерный мир там получается очень реалистичный. В наушниках – пятимерно позиционируемый звук. Раз – и ты в джунглях, и тут раз – динозавр на тебя выходит! Я вроде взрослый человек, опытный компьютерный геймер, знаю, что в наушниках и очках стою, – но вот динозавра испугался по-настоящему!
И ведь это могут быть не только игры, но и реальные экскурсии и путешествия. Сидя дома, вы можете полетать над Большим каньоном, подняться на Эверест или прогуляться по Великой Китайской стене. Ощущения будут такие, как будто вы и правда там находитесь.
– Несмотря на конкуренцию на рынке игр, вам удалось занять свою нишу. Это везение или результат продуманной стратегии?
– Любой создатель игр, даже студент, мечтает сделать «игру всех времен и народов». Наш успех – это результат опыта, проб и ошибок. Например, мы выпустили первую игру в 1996 году. В нее, в буквальном смысле, играли четыре или пять человек… Обидно было, мы два года ее делали. Во вторую нашу игру играли уже десять тысяч. World of Tanks – это 13-я попытка создать «игру всех времен и народов». Она оказалась удачной. Когда ты делаешь что-то 15 лет подряд, просто начинает лучше получаться.
– На ваш взгляд, почему именно танки «получились»?
– Это военная игра про танки, поэтому мы сразу шагнули не только в Россию, но и в страны бывшего Советского Союза. Наша стратегия была простой: через Интернет, через знакомых, через клубы связаться с любителями военной истории, танков, исследователями истории Второй мировой войны. Мы угадали тему и пошли в нужный народ. Потом привлекли и любителей просто компьютерных игр «про войну», таких очень много. Затем начали делать то же самое, только в Европе. Это историческое сообщество. Это музеи. Это веб-сайты, где разбирается все, от Наполеоновских войн и древних греков до войн будущего.
– Говоря о Европе, как ваша семья отнеслась к переезду на Кипр?
– С самого первого дня мы поняли, что и ритм жизни, и национальная кухня, а также открытость и добродушие киприотов сделают эту страну особенной для нас. Вообще, славянский и киприотский менталитеты очень похожи. Так что адаптироваться к жизни в новой стране почти не пришлось. Мы просто подстроились под здешний ритм.
Виктор Кислый
Родился в 1976 г. в Минске. В 1999 г. окончил физический факультет Белорусского государственного университета по специальности «физик-лазерщик». В 1998 г. зарегистрировал компанию Wargaming. Ее флагманская серия игр посвящена военной технике середины ХХ века. Это выпущенная в 2010 г. World of Tanks, а также World of Warplanes и World of Warships. Сегодня штат компании насчитывает более 4000 сотрудников, а офисы располагаются в Северной Америке, Европе, России, Азии и Австралии. Штаб-квартира Wargaming с 2011 года находится в Никосии. В 2016 г. Bloomberg впервые включил Кислого в свой «индекс миллиардеров».
Беседовала Наталия КАРДАШ