Традиционно неделя перед началом Великого поста является временем особого веселья. В России это время получило название «седмица мясопустная» (так как, по церковному уставу, на этой неделе уже не едят мясо), или масленица, греческий аналог – «Апокриес». На Кипре как раз в это время проходит известный на всю Европу карнавал.
Как верующему христианину относиться к этому событию? Отвечая на этот вопрос, важно различать несколько его уровней.
Уровень первый – церковный
Смысл масленицы (и карнавала) не может быть до конца понят без знания церковного календаря. Даты мясопустной недели определяются в зависимости от даты празднования Пасхи и, соответственно, от даты начала Великого поста. Это может показаться странным, но смысл карнавала и его значение до конца актуализируются только для тех, кто постится в святую Четыредесятницу (так иначе называют Великий пост). Почему? А потому, что все это шумное веселье – своеобразное вступление ко времени покаяния. С богослужебной точки зрения, это – своего рода переходный период. На масленичной неделе мясо уже не едят – но остальную скоромную пищу разрешается вкушать. Богослужение сочетает в себе элементы как повседневных служб, так и великопостных (хотя Великому посту еще только предстоит начаться). Народ веселится и ликует, но при этом в храмах уже читается особая молитва святого Ефрема Сирина, в которой, в частности, есть такие слова: «дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего».
Уровень второй – этический
Но даже при такой тесной связи карнавал по всему своему характеру как будто противопоставляется посту. Многие верующие пытаются оценивать это явление с точки зрения христианской этики. Конечно, при таком подходе идея карнавала терпит полное фиаско, от нее буквально не остается камня на камне, она видится антихристианским явлением. На карнавале явно главенствуют свои собственные принципы, он полностью лишен молитвенного и покаянного начала. Здесь нет места таинствам и благоговению, наоборот – все сакральное специально профанируется. Более того, он декларирует свободу от догматизма и морали, свободу от норм поведения. Отсюда и обилие выпивки, шуток на сексуальную тему, переодеваний, различных пошлостей и всего того, что вызывает у церковного человека негодование. В Средние века (эпоху, которая для многих по недоразумению является временем религиозного фанатизма и мракобесия) на празднованиях сознательно пародировались церковные обряды. Отголосок этого сегодня – костюмы священников и монахов, которые легко можно купить накануне карнавала во многих магазинах Кипра.
Действительно ли карнавал так плох, что заслуживает исключительно отрицательных оценок? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к его культурному значению.
Уровень третий – культурный
Масленица – не просто время безудержного веселья перед постом. Это особая часть народной культуры. Процитируем прекрасное определение выдающегося российского философа Михаила Бахтина: «Это – сама жизнь, но оформленная особым игровым образом. <…> Карнавал не созерцают, – в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. <…> Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны. Таков карнавал по своей идее, по своей сущности, которая живо ощущалась всеми его участниками. <…> Это можно выразить и так: в карнавале сама жизнь играет, разыгрывая <…> другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах. Карнавал – это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь».
Так как же, спросят озадаченные читатели, православному христианину относиться к карнавалу? Относитесь к нему как к культурному явлению, как к древней традиции, имеющей глубокий смысл (который практически не виден за карнавальным весельем). Участвовать ли в нем? Это каждый решает для себя сам. В конце концов, люди, жившие в эпохи, когда христианское благочестие ценилось и значило гораздо больше, не считали для себя зазорным участвовать в подобных празднествах. Верно в свое время заметил известный английский писатель Гильберт Честертон: «Веселье, маленькое и внешнее дело язычника, – великий секрет христианина». С другой стороны, и об этом нельзя не сказать, следование Благой Вести ставит человека в совершенно особое положение, свободное от законов этого мира. Христиане не обязаны поступать так, как принято в обществе, если это отдаляет их от Христа.
Великий пост
Но, как говорит русский народ, «не все коту масленица». Первая неделя Великого поста (в этом году с 27 февраля по 5 марта) предписывает сугубое воздержание, покаяние и усиленную молитву. Однако не стоит время поста представлять себе исключительно в мрачных красках. Иисус говорил Своим ученикам: «Ты, когда постишься, причеши волосы и умой лицо, чтобы не знали люди, что ты постишься, а знал только Отец твой, который видит все, что совершается тайно. Тогда Отец твой, который видит все, что совершается тайно, вознаградит тебя». Так что полюбившийся некоторым православным обычай одеваться постом во все черное и ходить с «постными лицами» не имеет своих оснований в Евангелии. Святые отцы называли пост «духовной весной», то есть временем, когда расцветает внутренняя жизнь человека. И если масленица или карнавал – это праздник плоти, то пост – это праздник (именно праздник) для души. Очень важно в эти дни помнить слова прп. Серафима Саровского: «От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги – ничего».
Свящ. Георгий Видякин,
настоятель русскоязычного прихода свт. Николая в Лимассоле