В Никосии 21 декабря открылась экспозиция стрит-арта «Вокруг стен: Между традицией и глобализацией» (Around the Walls: Between Tradition and Globalization). На ней представлены работы международно известного уличного художника-киприота.
Для Кипра это первая персональная выставка художника, который работает под псевдонимом Twenty Three. Спустя 10 лет с начала карьеры, после работы в Мексике, Испании, Великобритании, выставках в музеях Италии и на Венецианской архитектурной биеннале 2014 года он проводит свою первую персональную выставку в своей родной стране. Однако это не значит, что родина, как это часто бывает, не принимала своего талантливого сына. Известные работы Twenty Three можно увидеть в Никосии, селениях Лофу и Катидата. Сейчас он готовится представить старые и новые произведения в The Common Room, совершенно новом пространстве для проведения мероприятий при столичном кафе Prozak. Среди экспонатов – трафареты по дереву, изображения, напечатанные по методу цианотипии, интерактивная инсталляция «Фрагментированная реальность» и некоторые его произведения уличного искусства. Готовя выставку, организаторы столкнулись с проблемой, как представить на ней собственно стрит-арт, которым Twenty Three известен больше всего. Понятно, что нельзя взять для выставки кусок стены, а затем вернуть его на место.
Поэтому решено, что эти работы будут представлены в качестве фотографий в рамках. Но не только. Часть стены галереи расписана художником специально к экспозиции. Для самого автора перенос уличного искусства в выставочное пространство – новый опыт. «Необычное ощущение, – делится художник. – Я начал воспринимать уличное искусство как часть того, что можно было бы назвать пост-граффити». Он понимает общественное пространство и то, как его можно использовать, как начало разговора или обмена мыслями.
Twenty Three – его творческий псевдоним. Все эти годы мастеру удавалось держаться в тени, копируя своего кумира Бэнкси. В начале карьеры он более серьезно относился к тому, чтобы скрывать свою личность, не делясь с миром ничем, кроме подписи. С годами стал более гибким в этом вопросе. Но, когда вопрос касается представления себя, по-прежнему предпочитает, чтобы его работы, а не личность были бы в центре внимания.
Главная тема выставки – идентичность и перемены, с которыми сталкиваются местные сообщества, оказавшись между традицией и современностью. Наиболее известные полотна – портреты пожилых киприотов на стенах деревенских домов в Лофу. «Когда я начал их писать, это был способ преодолеть разрыв между поколениями и показать, как меняется искусство», – поясняет он. Этот интерес привел его в Калабрию, где он изучал народность грико, и в Мексику, чтобы посмотреть на самобытность коренных общин. «Я часто пытаюсь начать дискуссию об идентичности на Кипре. Это то, что мне действительно интересно открывать. Что за идентичности существуют здесь, каково их строение и как мы с ними работаем», – говорит художник.
Работы Twenty Three пытаются ставить вопросы и давать людям возможность поразмышлять и обсудить, нравится им его искусство или нет. Потому что это уличное творчество по определению доступно и создано для всех. «Стрит-арт не требует высоких художественных знаний. Вам не нужно изучать искусство, чтобы понять стрит-арт. Это его отличие от современного искусства, которое требует серьезной подготовки, чтобы реально познакомится с ним или понять, что оно значит. Уличное искусство прямолинейно, непосредственно», – говорит художник.
Выставка будет работать до 30 декабря с 18:00 до 22:00 в пространстве при кафе Prozak в центре Никосии.
Фото kathimerini.com.cy