На Кипре есть несколько деревень, существование которых восходит к XV веку. Две из них – Спилья и Курдали — существуют до сих пор. Чем живут местные жители сегодня?
Деревню Курдали основали в XV веке, когда в этом регионе появился монастырь Пресвятой Богородицы Хрисокурдальотиссы. Вокруг обители, как это часто бывало раньше, быстро возникло поселение. В горах жители острова проще находили убежище от господствовавших на Кипре франков, а затем турок.
У монастыря были обширные земельные владения, на которых работали крестьяне. Впоследствии монастырь закрылся, от него остался только одноименный храм, который существует до сих пор, и деревня Курдали. Но поскольку плодородных земель было немного, жители постепенно начали селиться чуть подальше. Так появилась деревня Спилья. Отсюда проще было попасть в долину Кариди, в которой местные жители также начали обрабатывать землю. Своим названием деревня обязана гробницам римской эпохи к западу от поселения. Они были вырублены прямо в пещерах, по-гречески «спильях». Благодаря выгодному местоположению Спилья развивалась быстрее, чем Курдали. В 1850-е здесь построили церковь св. Антония. Пик развития обеих деревень приходится на 1960-е, когда в Спилье проживали примерно 470 человек, а в Курдали — 85. В обоих селениях работали начальные школы, магазины, ателье и обувные мастерские, кофейни. Большинство мужчин работали дровосеками или на рудниках Амиандоса. Женщины разводили овец, свиней и кур.
Сегодня в Спилье осталось 60 жителей, нет ни школы, ни врача. Большинство жителей – пенсионеры, которые не могут самостоятельно добраться до Киперунды или Эвриху, где есть центры здоровья. «Раньше фельдшер приезжал к нам раз в 15 дней, потом раз в месяц, а теперь вообще не бывает», — говорит глава сельского совета Спильи Мильтиадис Иеридис. Другая серьезная проблема – суровые горные зимы. Температура может опускаться до -15 градусов, когда от мороза лопаются водопроводные трубы. Немногочисленные школьники — всего четыре ребенка — ездят в школу Какопетрии. Дороги, кстати, давно не ремонтировались.
Но деревня не умирает — с июня по сентябрь здесь проходят фестивали традиционных продуктов, например, грибной фестиваль, на который приезжает 3-4 тысячи гостей. Кроме фестиваля туристов привлекает музей, созданный в здании местной оливковой давильни 1900 года постройки, а также укрытие организации ЕОКА – повстанцы, боровшиеся за независимость, прятались в одной из близлежащих пещер. Посещают приезжие и возрожденный монастырь Богородицы Хрисокурдальотиссы, где сейчас живет всего одна монахиня. На полях, принадлежащих селу, выращивают яблоки, грецкие орехи, айву, а недавно на земле, переданной местным властям Кипрской Православной Церковью, построили культурный центр.
По словам председателя сельсовета, деревенские жители просят налоговых льгот и выплат пособий: «Задумайтесь, только отопление в зимние месяцы обходится нам в общей сложности в 2-3 тысячи евро, если мы покупаем солярку, хотя дрова тоже не дешевы». Второй способ сохранить и развивать деревню – выделять специальные площадки под строительство элитного жилья.
«У нас очень много пенсионеров, еще есть две семьи с детьми, мы стараемся им помогать. Но все, кто живут здесь, счастливы, потому что здесь всегда свежий воздух и тишина. А еще у нас очень безопасно для детей, которые спокойно могут гулять по деревне. Мы делаем все, что можем, чтобы вернуть население, но на это нужно много терпения и времени», — заключает председатель сельского совета.
Фото reporter.com.cy