Вот и подходит к концу история с коронавирусом: поутихли СМИ, мы научились терпеливо ждать и жить в карантинном, самоизоляционном режиме. У каждого из нас появились свои реальные истории – кто-то переболел, кого-то оштрафовали, у кого-то по-прежнему истерики из-за страха заболеть, а у других наоборот прагматичный «пофигизм», игнорирование всех событий и правил карантина.
Мы еще долго будем жить в коронавирусном «дежавю», когда один день похож на другой, мы подсчитывали оставшиеся дни и недели до окончания этого кошмара. Я даже не знаю, что страшнее и необычней – заразиться и передать близким и своим больным этот вирус или жить со всеми социальными мерами, жутко ограничивающими вашу свободу и привычки. В любом случае ответственность остается на врачах и всех медработниках была, часто мы чувствовали себя физически и психологически на грани.
В голове пролетают прошедшие тяжелейшие недели при абсолютно новых методах и условиях работы, которые необходимо было строго соблюдать, следовать протоколам и ни в коем случае не «давать слабину» при кипрском менталитете. Эти жуткие маски, в которых невозможно дышать, от которых даже глаза устают, и постоянные головные боли, но снимать нельзя по 10-12 часов в сутки. Если кто-то приехал по скорой, это целая эпопея. Нужно одеться в защитную форму, обследовать больного, который и так в стрессе «а вдруг и у меня коронавирус». Эти долгие часы ожидания результатов на вирус и только потом – следующий этап приема в клинику.
Реальные истории
И у нас, и у пациентов – у каждого свои истории. Приведу несколько реальных случаев. Господин Петрос (имя изменено) – молодой мужчина, отец двоих детей, перенес тяжелейшую операцию на сердце в январе, во время операции или вскоре после нее мы обнаружили редчайшее осложнение – шок спинного мозга, паралич ног, и все их последствия на мочевой пузырь, кишечник и другие органы. А тут карантин «упал на голову», наш Петрос отказывается есть, говорит: «Буду есть только то, что приготовит моя супруга» и устроил реальную голодовку. А нам по протоколу нельзя – ни контактов с родственниками разрешить, ничего приносить в клинику извне. Отощал, такой стресс перенес с этими болячками, и еще жену с едой не пускают. Наши девчонки медсестры стали его подкармливать (это при том, что еда в клинике как в ресторане). Я честно говорю: «Закрывала на это глаза, хоть как-то его надо было поддержать».
Другой наш очень пожилой пациент 2,5 месяца в клинике, две сложных операции, карабкался как мог с нашей помощью, но медицина оказалась бессильна. Он умер в мое дежурство в 3 утра, совершенно один, не видя своих родных все эти долгие недели карантина. Я почувствовала себя беспомощной не как врач, а как человек, который понимает – так «уходить» нельзя, это неправильно!
В другой раз мне звонит старшая медсестра ночью и сообщает, что у пациента с разрывом аорты, которого принимала я, во время операции якобы нашли положительный Covid-19. У меня в голове первая мысль «А я ведь уже сына поцеловала перед сном, наверное, ему уже передала вирус, и где же теперь я буду находиться на карантине до появления симптомов. Утром звонок из клиники: «Тест был все-таки отрицательным, сбой в лаборатории». Седины прибавилось…
У меня очень много таких историй, все не перескажешь в одной статье – ведь, на самом деле, были и положительные тесты у больных и персонала. Но потихоньку мы научились справляться и правильно ставить рамки и барьеры, чтобы все в клинике – и больные, и медики не заразились от потенциальных вирусных больных. Мы научились быстро отличать корону от других вирусных инфекций и пневмоний, от которых в ужасе отказывались другие больницы, мы принимали всех, не отказывали никому! Людям в такую странную эпоху нужно быть уверенными, что где-то им помогут.
И что теперь?
Приблизился долгожданный свет в конце туннеля. Будем жить дальше как будто ничего не произошло или так и будем ходить в масках, мыть руки антисептиками и бояться объятий при встречах? Ответа нет. Расслабляться пока не стоит – будут и другие волны вируса, у нас есть впереди лето с каникулами для детей в школах и университетах, нужно пока придерживаться хотя бы минимальных правил расстояния плюс такая же превентивная гигиена. Но возвращаться на работу нужно, надо кормить семьи, жизнь продолжается! Все мы мечтали долгие недели и дни «а что я сделаю первое, второе и третье, когда все это закончится». Нам нужны наконец-то положительные эмоции: море, солнце, возврат к привычкам, которые каждый из нас все равно будет пересматривать после такого стресса. И ещё могу сказать одно: я перестала читать все истеричные статьи и мнения псевдоспециалистов о болезни. Я все вижу в реальном режиме. Не надо верить всему, что пишут в неофициальных источниках. Это не последний вирус и будут другие, может не такие агрессивные, не такие смертельные. Человечество пережило и чуму, и холеру, и испанку, не имея тестов и лекарств. Мы более сильные в этом веке, справимся, а ученые нам помогут с вакциной и антивирусными препаратами.
Татьяна Михаилиду, врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, Американский Институт сердца