В преддверии карнавала, мы познакомимся с известным художником Пабло Пикассо, изучим его картину «Поль в костюме Арлекина» и подготовимся к карнавалу. Вы знаете, как на самом деле звали Пикассо? Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.
Пикассо родился в Испании и, согласно испанской традиции, он получил сразу две фамилии — от мамы и от папы. Отец Пабло был учителем рисования, поэтому свои первые уроки Пикассо получил от отца. В 8 лет он написал маслом свою первую картину «Пикадор». С этой картиной Пабло не расставался всю жизнь. Сначала он подписывался фамилией отца Руис Бласко, но позже выбрал фамилию матери — Пикассо. Когда мама укладывала маленького Пабло в кровать, она перед сном рассказывала ему сказки, которые сама придумывала, используя эмоции прошедшего дня. Потом Пабло всю жизнь творил таким же образом, на основе эмоций одного дня из своей жизни.
В 14 лет, будучи вундеркиндом в живописи, Пабло поступил в высшую школу в Барселоне и закончил ее блестяще. Молодость Пабло была сопряжена со многими трудностями, поэтому картины его в этот период, названный «голубым», были грустны и монохромны. В них преобладают голубые оттенки печали и меланхолии, движения людей замедлены, они словно погружены в себя, в свои мысли. Пикассо вообще считал, что грусть — самая искренняя эмоция человека.
Потом Пабло переехал жить в Париж, где здесь начался его «розовый период», в котором мир уже более живой, но все еще печальный. За маской клоунов все равно чувствуется одиночество обездоленных и непростая жизнь бродячих артистов и акробатов.
От экспериментов с передачей настроения Пикассо перешел к экспериментам с формой. Если мы возьмем простую коробку из—под обуви и разрежем ее по граням, чтобы она стала плоской, то форма этой коробки будет похожа на крест. Из этого креста можно заново сделать 3—Д коробку, склеив грани. Но холст ведь всегда плоский. Так вот Пикассо такой же фокус, как с коробкой, проделывал на холсте — только уже с лицами людей и предметами. Он превращал геометрические кубы в «выкройки», он «ломал» объем, рассекал фигуры на плоскости и грани, продолжая их в пространстве. Он придумывал в своих картинах настоящие ребусы. Пабло использовал куски газет, обои, спичечные коробки, чтобы усилить ощущение тяжести предметов. В общем, Пикассо придумал новое направление в живописи. Художники назвали его «кубизмом».
— Почему Пикассо так знаменит?
— Потому что он оказал огромное влияние на художников всех стран. Открывались целые школы кубизма, где дети, например, изучали только это направление углубленно. Ведь это целая наука!
— Кто этот мальчик на картине?
— Это сын Пабло Пикассо Поль. Его маму звали Ольга Хохлова, она была первой женой Пикассо, родом из России.
— Он какой—то грустный…
— Наверное, он устал стоять, ведь чтобы написать картину, нужны долгие часы кропотливой работы. А для маленького мальчика неподвижно стоять на одном месте тяжеловато. Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что там, внизу, сначала нарисована его нога, когда он стоял. Но в окончательном варианте мальчик уже немного присел на стул. Но ему явно не терпится поскорее убежать к своим игрушкам, или он спешит на карнавал — не зря же его нарядили в такой костюм! Посмотрите на его взволнованно сжатые руки!
— У Поля такой яркий костюм!
— Пикассо специально не закончил воротник и манжеты, чтобы выделить цвет костюма, который он передал почти абстрактно. Художник практически превратил цвет в форму. Как говорил сам Пикассо: «Есть художники, которые превращают солнце в желтое пятно, но есть и другие — те, что своим искусством и своим разумом превращают желтое пятно в солнце».
Кстати, в 2012 году эта картина вдохновила дизайнеров компании Renault на новый дизайн их миникара Twizy. Может быть, вы видели такую машинку на дорогах Лимассола — эти автомобили именно такого цвета, как костюм у Поля.
А нас с вами эта картина вдохновляет на подготовку к красочному карнавалу! Арина, София, Марианна, Федор, Ника и Яков к карнавалу готовы. А вы?
Ирина Сигитов