Мы продолжаем нашу экскурсию по крупнейшему кипрскому музею. И поговорим сегодня о скульптурных шедеврах коллекции, которые по праву можно назвать памятниками мирового значения. На это раз пройдем через залы в хронологическом порядке.
Культура Средиземноморья одна из древнейших на земле, и у Кипра в ней свое место. Не являясь крупным культурным центром, таким, как Афины, Микены или Древний Рим, Кипр все же постоянно находился на пересечении торговых путей, был объектом завоеваний, а значит, и культурных влияний.
Изображенный на евро
В самом начале экспозиции разместился Помосский идол — его ребята наверняка узнают, ведь эта небольшая скульптурка изображается на монетах кипрской чеканки достоинством 1 и 2 евро. Фигурка, в которой можно угадать женские черты, относится к 30 веку до нашей эры и была найдена вблизи Пафоса в деревне Помос.
Человечек стоит, широко разведя руки, поставив ноги вместе и поняв лицо к небу. Таким образом, он как бы обнимает весь мир, всю Вселенную. Знак креста мы можем назвать одним из самых древних символов. Его можно встретить практически во всех древних культурах. И всегда он неразрывно был связан с культом природы, пространства, окружавшего человека со всех стороны.
Это сегодня мы можем не задумываться о природе, ее ритмах и ограничениях, мы можем жить, не считаясь со стихиями, не завися от урожая или непогоды. А древний человек был зависим от природы и оттого постоянно чувствовал себя ее частью. Крест для него был не просто оберегом, но формой принятия мира, соединения с ним. Интересно, что на шее «идола» мы можем разглядеть еще один крестик.
В этой же витрине мы видим и более мелкие фигурки крестообразных идолов, их вероятнее всего носили на шее, использовали как оберег в повседневной жизни. Крест на шее мы носим и сегодня, хотя прошло уже более 50 веков.
Терракотовые фигуры
Пройдем еще несколько залов и окажемся в древнем святилище. Самым удивительным и достойным внимания экспонатом Кипрского музея можно назвать собрание терракотовых фигур из деревни Айя Ирини. Попадая в этот зал, поневоле испытываешь сильное впечатление: 1000 терракотовых скульптур, всевозможных размеров, от маленьких — не больше ладони, до больших фигур в человеческий рост, стоят полукругом, созерцая что-то своими широко открытыми глазами.
Так они и стояли вокруг не сохранившегося алтаря в древнем святилище, обнаруженном в ходе раскопок близ деревни Агия Ирини (ныне на оккупированной территории). В 1929 году сельский священник, обрабатывая поле, нашел одну из скульптур. Раскопки проводила шведская археологическая экспедиция, поэтому на Кипре осталась всего половина уникального собрания терракотовых фигур, вторую половину можно увидеть в Стокгольме в Музее древностей Средиземноморья и Древнего Востока.
Скульптуры были созданы в разное время, это может заметить даже ребенок. Часть из них детально проработаны и претендуют на портретное сходство, другие же, видимо, более древние, выполнены схематично. Вероятнее всего они создавались в течение всего периода существования святилища с 13 по 5 век до нашей эры.
Отыщите с детьми воина в ассирийском шлеме, женскую фигурку, кентавра.
В этом зале мы можем представить себя внутри древнего святилища и задать себе вопрос — почему здесь собраны такие разнообразные фигуры: возможно, они символизировали предков или семейных духов. Например, каждая семья в поселении имела своего домашнего духа, который постоянно присутствовал в святилище перед алтарем. Святилище в Агия Ирини доносит до нас великое разнообразие мира, в котором рядом с человеком существовали и мифические существа.
Великолепная Афродита
Пройдем дальше и остановимся у великолепной статуи Афродиты. Между ней и Помосским идолом почти 30 веков и длинный путь, который прошло кипрское искусство от схематичного изображения фигуры до тончайшей проработки и фотографической точности. Мы воспринимаем этот путь развития искусства как должное. Логично, что более древние изображения примитивны, как и сама бытовая культура того времени. Афродита – это все тот же «идол», символ поклонения человека перед природой. Только теперь объектом внимания становится уже красота человеческого тела, и художник стремится передать ее максимально точно.
Анастасия КРАТИНОВА
Музеолог, искусствовед.
[email protected]