БЛОГЕР ВК — Екатерина Мелас.
Экс-президент Fashion ТВ в России, автор нескольких книг, блогер. Владелец компании BizzyBiz, занимающейся организацией мероприятий в Москве и на Кипре.
Оговорюсь сразу — я не педагог и не критик различных систем образования, а всего лишь мама двух мальчишек. Один из которых успел поучиться в России, за границей и на Кипре. А второй ходил в государственный греческий детский сад и частную английскую школу на Кипре. Поэтому, это всего лишь мои рассуждения, а ни в коем случае не претензия на истину.
Меня поражает количество людей, постоянно ругающих Кипр и все, что с ним связано. Так и хочется спросить, кто ж удерживает их в этом не милом сердцу месте? Да, тут не все идеально. Да, зачастую медицина оставляет желать лучшего. Но, как и везде, здесь можно найти и замечательных врачей, и очень достойные школы. О последних-то мы и будем вести разговор.
Греческие, русские, английские, и даже французская – на Кипре есть все. Поскольку дети у меня говорят на трех языках сразу, то по приезду на Кипр я заметалась – куда же отдать милых отпрысков? И раз уж старший до приезда на Кипр несколько лет жил и учился в Греции, то его определили в греческую школу. А младшего отдали в известную католическую школу на английское отделение.
Многие приезжающие из России отмечают, что уровень образования в русских школах гораздо выше. Не буду с этим спорить. Но и в России их существует великое множество. Это и Школа России, Петерсон и еще много других, названий которых я не помню. Программа «Школа России» считается самой простой. И даже вызывает легкое пренебрежение у тех родителей, чьи дети учатся по той же Петерсон. Но на Кипре нет выбора. Есть английский и греческий стандарт программы. В английском, правда, существуют небольшие вариации: где-то дают учебники с первого класса, где-то не дают, где то готовят к A levels, где то к AB. Но русские родители отмечают, что школьная программа английского стандарта намного легче и ближе всего к российской «Школе России». Для меня это плюс. Впрочем, как и то, что количество уроков, которое дают в начальной школе адекватное, и ребенок вполне может сделать уроки сам. И пусть русские программы сильнее, но зато именно после английских, а не после русских школ берут в западные университеты.
Устроить ребенка в подготовительный класс католической школы было очень сложно. Огромная очередь и суровое сердце монахини-директрисы, которое нам пришлось смягчить, дойдя чуть ли не до верха Римско-католической церкви. Я, конечно, утрирую, но не сильно. Скажу сразу, через три месяца я сына оттуда забрала. Не буду вдаваться в подробности, потому что, вполне возможно, это был лишь наш печальный опыт.
Мой трепетный цветок в этой школе начинал плакать уже после того, как учительница на уроке говорила «а теперь возьмем карандаш и будем писать». Пришлось ребенка забрать из школы, дабы он пришел в себя. И повторить попытку только через год.
Да, забыла добавить, что напоследок учительница католической школы сказала, что сомневается не только в умственных способностях моего сына, но и в том, способен ли он к обучению в принципе.
Забегая вперед, заверю читателей, что ребенок все же оказался способен к обучению. И во втором классе его досрочно перевели в третий за «блестящие академические способности».
После такого опыта я совсем распалась на куски. Про состояние сына даже говорить не хочется. И так как около нашего дома был государственный греческий детский садик, я повела своего сына туда.
Опыт с государственным садиком у меня уже был. Мы только переехали на Кипр, и я отдала сына в первый попавшийся – районный. Мне с ним чрезвычайно повезло. Взять хотя бы случай, когда нас неожиданно бросила няня. Воспитательница в садике сказала, что будет оставаться в саду с моим сыном, пока я не приду с работы или не найду другую няню. Няню я нашла за неделю. И когда я пыталась заплатить воспитательнице за ее помощь, то она отказалась и даже обиделась, сказав, что делала это только потому, что видела мое безвыходное положение. Такого я, конечно, не ожидала. И это врезалось мне в память на всю жизнь.
Так вот. После неудачного опыта с католической школой я снова привела сына в государственный греческий садик, но уже около другого дома. И снова мне повезло. Учительница моментально нашла к нему подход и передружила его со всеми ребятами. Было видно, что ей небезразлично и его душевное состояние и вообще состояние всех ее воспитанников.
Я бы оставила сына и дальше учится в греческой системе. Но проблема в том, что я не говорю по-гречески и не смогу в дальнейшем помогать сыну с уроками. Да и в будущем мы не планируем продолжать образование детей на Кипре.
Если говорить о греческих школах, то, учась в них, вам не обойтись без репетиторов. И начинать тесное общение с ними придется довольно рано. Все дети, которых я знаю, ходят заниматься дополнительно. Материал в школе дают большими, трудно усваиваемыми кусками, разумеется, делая акцент на все, что связано с Кипром и Грецией.
Кипрский вопрос vs Великая империя
Ни для кого не секрет, что на острове очень остро стоит вопрос о турецкой оккупации. Помню, в первую Пасху на Кипре, мы возвращались с детьми из церкви. И младший спросил у меня, мол, кто предал Христа. Я ему про иуду, про Понтия Пилата, он идет и лишь качает головой.
– Нет, говорит, – они тут ни при чем.
– А кто же? – удивилась я.
– Христа предали турки! — торжественно произнес ребенок, ученик дошкольного отделения греческой школы.
А буквально пару дней до этого старший пришел из школы и спросил, что значит изнасилование. Я немного удивилась и спросила, где он встретил это слово. Оказалось, что уже неделю на уроках истории учительница им подробно рассказывает о событиях 1974 года. В деталях описывая поднятых на кол детей, убитых и изнасилованных женщин и расчлененных стариков. За порядок действий не ручаюсь, но думаю, понятно. Да, я согласна, что дети должны быть в курсе истории и не забывать, что было. Но я бы предпочла, чтобы они хотя бы до определенного возраста не смаковали такие подробности.
В английских школах, разумеется, все идет с упором на то, что Великобритания — по-прежнему великая империя, и если в греческих школах материал преподается как «русские помогли грекам выиграть войну», то, соответственно, в английских детям внушают, что «русские и американцы сражались на стороне Великобритании и помогли выиграть войну».
Но, тем не менее, дети из обеих школ выходят из школ развитыми, любознательными и образованными людьми и поступают в неплохие университеты. Даже несмотря на отсутствие программы Петерсон и не зная наизусть куски из «Войны и Мира» Толстого.
Екатерина МЕЛАС
https://www.facebook.com/bizzybizevents
http://instagram.com/katiamelas
https://www.facebook.com/groups/133162123717218
Читайте блог Екатерины Мелас в Facebook по тегу #vk_Melas