Наверно, нет такого человека, который никогда не слышал бы о Великом посте. Вне зависимости от степени церковности и личного желания поститься, про святую Четыредесятницу (так пост называется в церковных книгах) известно каждому. Хочу немного отступить от двух сложившихся традиций, одна из которых требует рассказывать о гастрономических ограничениях, а вторая, наоборот, объявляет эти ограничения несущественными в сравнении с человеческими отношениями. И просто представить вам сам ход Великого поста, который, в отличие от иных постов, имеют свою особенную структуру.
ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ
Первая неделя Великого поста непосредственно вводит нас в дух этого особого времени. Она отличается особенною строгостью, а богослужение – особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) в храмах читается Великий Покаянный канон. В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи. В среду первой недели начинается служение литургий преждеосвященных даров.
В первое воскресенье Великого поста совершается так называемый «Чин торжества православия», установленный в память восстановления иконопочитания в Византии. Во второе воскресенье совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Он учил, что Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким Он просиял на Фаворе.
В третье воскресенье за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие поклоняются Кресту, в это время поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней, укрепить постящихся к продолжению подвига. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века – святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе, и в своем творении «Лестница, возводящая к небесам» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.
В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Марии Египетской». Жизнь Марии Египетской – великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.
В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице», читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в благодарность Богородице за избавление Византии от врагов.
В пятое воскресенье Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской.
В субботу на 6-ой неделе на Утрене и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Шестое воскресенье Великого поста – великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания.
Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Вайи и Цветоносною. На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, которые, при зажженных свечах, держат их в руках до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).
Вербным воскресеньем заканчивается Четыредесятница и наступает Страстная Седмица.
Расписание
12 МАРТА – 17:00 – всенощное бдение (храм в Закаки)
13 МАРТА – 9:00 – литургия (храм в Закаки)
17:00 – вечерня с чином прощения (особое богослужение, в ходе которого все, в преддверии Великого поста, испрашивают друг у друга прощение; храм в Закаки)
14 МАРТА – 7:30 – богослужение первого дня Великого поста (храм в Закаки)
17:00 – вечерня и повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, часть 1 (храм в Закаки)
15 МАРТА – 18:00 повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, часть 2 (храм в Закаки)
16 МАРТА – 16:00 – вечерня с литургией Преждеосвященных Даров (храм в Закаки)
18:00 повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, часть 3 (храм в Закаки)
17 МАРТА – 18:00 повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, часть 4 (храм в Закаки)
18 МАРТА – 8:00 – великопостное богослужение (полунощница, утреня, часы, изобразительны, вечерня, литургия Преждеосвященных Даров; храм в Закаки)
16:30 – 19:30 – исповедь (храм в Закаки)
19 МАРТА – 17:00 – всенощное бдение (храм в Закаки)
20 МАРТА – 9:00 – литургия свт. Василия Великого; чин Торжества Православия (храм в Закаки)
21 МАРТА – 18:00 – Евангельский кружок (центр «София»)
23 МАРТА – 15:00 – вечерня с литургией Преждеосвященных Даров (храм в Калогири)
24 МАРТА – 18:15 – первая лекция из цикла «Тысячелетнее царство православного искусства: VIII – XVII века» (лектор: проф. А.М. Копировский, запись по телефону 99 02 65 25).
25 МАРТА – 8:00 – часы, изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров (храм в Закаки)
– 16:30 – 19:30 – исповедь (храм в Закаки)
18:15 – вторая лекция из цикла «Тысячелетнее царство православного искусства: VIII – XVII века» (лектор: проф. А.М. Копировский, запись по телефону 99 02 65 25).
26 МАРТА – 14:00 – третья лекция из цикла «Тысячелетнее царство православного искусства: VIII – XVII века» (лектор: проф. А.М. Копировский, запись по телефону 99 02 65 25).
– 17:00 – всенощное бдение (храм в Закаки)
27 МАРТА – 9:00 – божественная литургия (храм в Закаки)
16:00 – последняя лекция из цикла «Тысячелетнее царство православного искусства: VIII – XVII века» (лектор: проф. А.М. Копировский, запись по телефону 99 02 65 25).
Георгий ВИДЯКИН
Настоятель русскоязычного прихода свт. Николая
в Лимассоле