Пила – одна из четырех деревень острова, расположенных на территории буферной зоны – нейтральной территории, подконтрольной Организации Объединенных Наций. У Пилы есть уникальная особенность. Это единственное селение на Кипре, где до сих пор греки-киприоты и турки-киприоты живут так, как это было до оккупации острова в 1974 году.
Селение Пила расположено в восточной части острова. Земли селения почти вплотную прилегают к территории британской военной базы Декелия. С юридической точки зрения район контролируется Правительством Республики Кипр. Но как только въезжаешь в деревню, сразу появляется ощущение: что-то изменилось. Через несколько секунд замечаешь, что надписи на вывесках, рекламе и указателях в этом селе сделаны не только на привычных нам греческом и английском языках, но также и на турецком. 850 жителей Пилы – греки-киприоты, примерно 500 – турки-киприоты.
Как получилось, что после раздела острова и массового переселения турок-киприотов на север острова некоторые остались жить в этой деревне? Оказывается, это произошло по инициативе ООН, которая, поставив в деревне свой блокпост, стала гарантом мирного сосуществования представителей двух общин. И такое было возможно только в этой деревне, территория которой по случайности оказалась в нейтральной зоне.
На главной площади деревни находятся христианская церковь и мусульманская мечеть, муниципалитеты обеих общин, разные кофейни: в одних пьют кофе и играют в нарды греки-киприоты, в других – турки-киприоты. А в центре площади находится блокпост миротворческого контингента ООН. Хотя, похоже, роль миротворцев здесь давно себя исчерпала. Все вопросы в Пиле решаются цивилизованными способами.
Не прошло и десяти лет с тех пор, как были разминированы все прилегающие к деревне поля. Еще совсем недавно деревню окружали таблички, предупреждающие об опасности: «Осторожно, мины», а два офицера кипрской Национальной гвардии погибли при попытке разминирования.
Один из жителей рассказал, как несколько лет назад, сопровождая футбольную команду из России, в автобусе предупредил спортсменов, что за пределы футбольного поля выбегать не рекомендуется – территория заминирована. В автобусе послышался смех – его совет был воспринят как шутка. Но первое, что увидели футболисты, выйдя из автобуса – предупреждающие о минах таблички. «Нужно было видеть их лица в этот момент», – смеется очевидец.
Не пережившим опыт войны людям порой трудно поверить, что две реальности – безмятежный покой и суровая собранность, счастье и горе, жизнь и смерть, война и мир – могут находиться на расстоянии всего одного шага.
ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ
В деревне есть три христианские церкви. Старожилы рассказывают, что когда в конце XIX века в деревне расположились британские солдаты, один из офицеров зашел в старую церковь Архангела Михаила, держа в руках ружье. Вдруг из церкви послышался крик и побелевший от страха офицер выбежал на улицу. Придя в себя, он рассказал, что «тот, с крыльями» запретил ему заходить с оружием в церковь.
В центре Пилы находится мечеть, пять раз в день с ее минарета раздается пение муэдзина, призывающего верующих к молитве. А рядом с деревней – два кладбища: для христиан и для мусульман.
В Пиле работают два детских сада и две школы: для детей турок-киприотов и для детей греков-киприотов. Говорят, что дети этой деревни никогда не играют вместе, даже в футбол. А даже если бы они захотели, их родители запретили бы им это делать. Школьная учительница считает, что это позор. А может, просто еще недостаточно времени прошло с того конфликта, который разделил эти два народа?
В пределах демократической Республики Кипр только в супермаркетах этой деревни продаются как кипрские, так и турецкие продукты, а из некоторых лавок улыбчивые турчанки-киприотки зазывают купить изготовленную в Турции одежду и обувь. А еще в деревне несколько таверн, в которых можно попробовать традиционные как кипрские, так и турецкие блюда.
ФЕНОМЕН КИПРСКОЙ КОФЕЙНИ
Мы знаем, что кофейня – неотъемлемая часть культуры любого южноевропейского народа. Но историки, политики и антропологи говорят, что только на Кипре сложилась абсолютно уникальная ситуация: в каждой кипрской деревне, поселке, микрорайоне есть кофейни, которые посещают только сторонники правой политической партии, и есть кофейни, где пьют кофе «левые». Так вот, на центральной площади деревни Пила есть кофейня «правых» греков-киприотов, и кофейня «левых»; и, соответственно, две кофейни турок-киприотов!
ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ
Пила является одним из древнейших селений острова. Она была обозначена на картах периода Средневековья. Тогда ее называли Pila или Pilla. А археологические находки подтверждают, что люди в этом районе жили уже 6 000 лет назад.
В переводе с греческого Πύλα означает «проход, заезд». Но скорее всего название деревни связано со словом «ворота» – дорога, идущая через центр деревни, а затем проходящая между холмами, является как бы воротами, въездом в долину Месаория, раскинувшуюся от холмов за пределами поселка практически до северного побережья острова.
НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ БАШНЯ ПИЛЫ
Местонахождение Пилы издавна считалось стратегическим – именно здесь проходила дорога и контролировался переход с юго-востока в центральную часть острова. Примерно в XV веке здесь была возведена смотровая башня. Тогда (1460 – 1473 годы) Кипром правил кипрский король, последний из наследников Лузиньян, Иаков II, муж Катерины Корнаро. Именно в тот период на Кипре было построено больше всего защитных сооружений – замков, фортов, смотровых башен. Ученые говорят, что башня в деревне Пила была построена приблизительно в XV-XVI веках.
Сегодня любой желающий может подняться на стены башни и полюбоваться видами на блокпост ООН, или на пограничную заставу турок-киприотов из бойниц башни. В залах башни размещены стенды с фотографиями и рассказами об истории деревни.
БРИТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В КИПРСКОЙ ДЕРЕВНЕ
В сентябре 2012 года на территории деревни были построены первый корпус и студенческий кампус университета UCLan (Великобритания). Старая деревня ожила. Здесь появились остановки рейсовых автобусов, а в местных кофейнях можно увидеть студентов из разных стран мира.
Недалеко от деревни Пила находится один из контрольно-пропускных пунктов, через который можно проехать на оккупированную часть разделенного острова. А деревню эту можно считать наглядным примером мирного сосуществования представителей двух наций, двух конфессий, двух культур. К сожалению, сегодня это единственный такой пример.
Елена НИКОЛАЕВА