А почему, собственно, столько шума вокруг этого возраста – три года? И кризис трех лет, и игрушки маркируют 3+ и 0-3, и декрет в СССР, и садики, и куча всего еще… Истоки всего этого можно найти в работах того же Пиаже. Исследовав поведение огромного числа детей, Пиаже заметил, что примерно в этом возрасте (плюс-минус несколько месяцев) дети начинают осознавать себя отдельно от мира, оперировать абстрактными объектами (числа, формы, цвета) и хорошо их понимать. И именно этот момент является переломным для всей мозговой деятельности ребенка. С этого момента педопсихологи рекомендуют начинать систематические занятия математикой (точнее, рекомендуют особо ничего не делать до этого момента, промедление же смерти не подобно) в более формализованной форме, чем просто катания машинок и подбрасывание воздушных шариков (хотя такие игры в чем-то, как мне кажется, и важнее).
Как можно определить, что час «Х» настал? Ребенок начинает проявлять признаки абстрактного и логического мышления, например:
— с энной попытки начинает без подсказки собирать матрешку/пазл, если принцип ему не объяснили до этого,
— начинает собирать разноцветную башню по образцу,
— понимает, что для того, чтобы узнать, сколько человек сидели за столом, достаточно просто посчитать количество стульев,
— не обязательно может выговорить слово «прямоугольник», но для обозначения всех прямоугольников использует один и тот же набор звуков (жест) и безошибочно выбирает прямоугольники из предложенного набора фигур и т. д.
Если вы заметили у своего ребенка 2-3 признака подобного рода, то наш час пробил, начинаем заниматься.
В следующий раз поговорим о том, чему, как и зачем можно и нужно учить трехлеток.
Наталья Иванова
Читайте другие статьи Натальи Ивановой в рубрике «Математика для самых маленьких»