Как поется в песни Владимира Высоцкого, лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. А Кипр — это горы. От пологих склонов до крутых скал. Но речь пойдет не об альпинистах, а скалолазах, которым Кипр приглянулся с первого раза.
В поисках нового.
Однажды мне позвонил мой друг, заядлый путешественник и скалолаз, поинтересовался, как дела, какие новости, да и просто поболтать. Давно не виделись. И как-то самой собой речь зашла о горах Кипра, и с его стороны вопрос был весьма уместен: «Есть где полазать на Кипре?» Я ответил: «Горы есть, а значит, есть где полазать». «Хочу расширить географию скалолазания», — услышал я в ответ.
Прохождение маршрута
У моего приятеля оставалось в запасе неделька отпуска и, конечно, он хотел провести ее с толком. Собрав кое-какую информацию по скалолазанию, уговорив напарника, коим являлась его жена, и, недолго думая, он прилетел на Кипр.
Погода благоприятствовала: весна, тёплое солнце, шикарное настроение. Внизу — море, вверху — горы.
Изучение Кипра на предмет скалолазания началось в округе Пафоса в одной из местных таверн с видом на предгорья. Доскональное изучение карт, путей подъездов к скалам, изучение специальной литературы из интернета, и еще раз обсуждение взятого собой снаряжения из дома. Кстати, суть скалолазания заключается в прохождении сверхсложных скальных участков с заранее оборудованными точками страховки свободным лазаньем, объяснили мне ребята, добавив, что этот вид спорта — один из самых популярных на планете.
Нашли то, что искали
Одна из стен участка скалолазания.
Уже на следующий день парочка, вооружившись полученными знаниями о скалах Кипра и прихватив свое снаряжение, отправилась покорять, как говорится на их языке, вертикальные стенки горного Кипра.
Первое местечко было выбрано недалеко от Пафоса в районе деревушки Агиос Георгиос. Пришлось им, конечно, поплутать, прежде чем они нашли нужную скалу.
Сидя в таверне с видом на серебряное предзакатное море, я спросил:
– Как прошёл день?
Эмоции ребят зашкаливали то ли от того, что увидели на Кипре в течение дня, то ли от скалолазания:
– Все только начинается, — улыбаясь, ответил мой друг. — Новые места, новые скалы, новые впечатления.
И начался рассказ профи скалолазания, который я попробую «перевести» на обычный язык, не злоупотребляя терминами.
Итак, скала на которой они побывали, — отличная компактная скала, с разнообразием маршрутов для лазанья, пробита неплохо (т.е. на протяжении всего маршрута до вершины скалы вбиты специальные крючья-шлямбуры, при помощи которых страхуются при подъёме), трассы как для новичков, так и для продвинутых спортсменов.
Есть спусковые цепи, что очень важно при спуске после покорения скалы. Требуется хорошая ножная техника по мелким зацепам на стенке. «Есть над чем поработать», — говорил он, вырисовывая маршруты, проводя зубочисткой по фото той самой скалы в мобильнике.
В итоге они застряли на этой скале на недельку в хорошем смысле этого слова, оттачивая технику прохождения маршрутов разных категорий. Оказалось, на этой скале 62 маршрута разной сложности. Спустившись с вершин, ребята отдыхали от тренировок, путешествовали по окрестностям, примечая иные скалы. Вечерами мы болтали, делясь впечатлениями. Мои друзья узнали и про другие трассы на Кипре, их очень порадовал тот факт, что лазать можно и зимой. Они весьма четко пояснили мне, что лазать нужно только на скалах с пробитыми маршрутами безо всякой самодеятельности, имея опыт и навыки в этом деле.
Когда я провожал их в аэропорту, передо мной стояли как будто бы другие люди, посвежевшие, подтянутые, загорелые, и, конечно же, отдохнувшие, а по-другому на Кипре не бывает. Улетая, они обещали вернуться, как в старом добром мультике про Карлсона. Ведь остались скалы и трассы, которые надо пройти, да и стоит побольше попутешествовать по острову.
Они улетали, прихватив собой впечатления о Кипре, мелкие сувениры и добрую бутылку монастырского вина, которую, кстати, собирались распить со своими коллегами-скалолазами и поведать им о своём маленьком путешествии по уютному Кипру и, конечно, о скалах.
Александр УТЕНКОВ