Проще всего опустить глаза, отвернуться и повторять про себя «я не допущу такого обращения с собой», но мало кто знает, что домашнее насилие не случается однажды. Это цепочка спланированных событий, кажущихся незначительными, мелкими, но она приводит к тому, что женщина теряет веру в себя, становится заложницей своего дома, партнера, ситуации и целого мира.
Все может начаться с бытового недовольства, с грубого слова, с замечания по поводу опоздания домой, но изо дня в день это перерастает в раздражение, унижение и угрозы. Сил на борьбу становится все меньше. Кажется, что вы одна и помощи ждать неоткуда. Так и есть.
Сегодня домашнее насилие — это личная проблема женщины. Ни общество, ни семья, ни друзья не вмешиваются. Социальные сети, в которых можно найти ответ на любой вопрос, посоветоваться и получить рекомендацию, выступают здесь, скорее, общественной гильотиной — выносят приговор и казнят на месте. Психологи в один голос заявляют, что тот, кто подвергается психологическому насилию, давлению или унижению на протяжении длительного времени, приобретает совершенно другое мышление, меняется манера поведения, привычки и ценности. Изменяется и отключается механизм самосохранения, на который, в первую очередь, ссылаются все сочувствующие в социальных сетях. Для того, чтобы выйти из этого состояния, необходимо получить психологическую помощь или эмоциональную встряску, в разы сильнее, чем сама ситуация.
ПРОБЛЕМЫ НА КИПРЕ
Нельзя сравнивать статистику разных стран, ведь в одной — многомиллионное население, а другая — настолько мала, что многие женщины боятся рассказывать свои истории даже анонимно. Ведь по нюансам и деталям можно будет легко вычислить семью и тогда начнется общественная травля — среди друзей, в школе у детей, на работе и даже в семье.
По данным полиции Кипра, в период с 2014 по 2018 год заявления о домашнем насилии подали 4363 гражданина страны, 61% из которых являются женщинами. Это только малая часть тех, кто действительно подвергается психологическому и физическому насилию в семье. Те, кто смогли подать заявление на своего обидчика, найти адвоката, убежище для себя и своего ребенка, пусть даже временное, работу, имеют шанс на новую жизнь. Желания начать все сначала и прекратить издевательства недостаточно. Первое, с чем столкнется жертва насилия — поиски адвоката, который необходим для работы с правоохранительными органами, начала следствия и последующего суда.
Медиатор по правам человека на Кипре Светлана Киртока уже несколько лет помогает русскоговорящим женщинам отстаивать свои права и свободу. За это время Светлана столкнулась с ситуациями, доходящими до абсурда: виновник систематического насилия над женщиной поворачивает дело в свою сторону, сняв побои и заявив о самозащите. Муж поднимает руку на женщину на глазах у всего квартала, в самом людном кафе, но никто его не останавливает, а через месяц ее находят повешенной. Светлана каждый день получает звонки от девушек, которые готовы изменить свою жизнь и жизнь своего ребенка.
«Самое страшное в случае домашнего насилия — это не тот, кто рассказывает свои истории, кто просит о помощи, кричит о ней, а тот, кто настолько запуган и потерял себя, что просто молчит. Поверьте, признать свою слабость — на это нужны силы и мужество, но даже после этого шага женщина сталкивается с обществом, которое готово нажиться на ее слабости. После подачи заявления в полицию, необходимо найти адвоката, который будет вести дело, готовить документы к разводу, выдавать соответствующие справки. Если женщина приходит на встречу к адвокату без сопровождения или медиатора, то она слышит заоблачные суммы — 1000 евро за один только запрет на приближение бывшего супруга! Тогда как стоимость данной услуги на рынке составляет не более 400 евро. Редки случаи, когда адвокат готовит договор об оказании услуг, где прописаны все пункты, за которые он берет оплату, как специалист. Назначает одну дату расторжения брака, но спустя три месяца после пройденного срока, оказывается, что ни один документ не был собран по этому делу. Но все это время у женщины на счету буквально каждая секунда. Она не может начать полноценную жизнь, не освободившись от унижений и не оформив опеку над ребенком» – говорит Светлана.
ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ И КАК ИХ РАСПОЗНАТЬ
В беседе с «Вестником Кипра» представитель Женского лобби Кипра (Cyprus Women’s Lobby), основанного в 2008 году и объединяющего более десяти женских организаций, сообщила, что социальные факторы, безработица, пагубные привычки не могут быть прямой причиной домашнего насилия. Они лишь усугубляют ситуацию там, где уже зародилась агрессия, а, в некоторых случаях, эти пристрастия и проблемы используются партнером, как отговорки, для смягчения наказания.
Склонность к насилию и вспыльчивость всегда можно распознать по манере поведения, по разговору, но это сможет сделать только тот, кто не вовлечен в отношения с человеком. Именно поэтому, при малейшем подозрении на угрожающую опасность, необходимо обратиться за советом или рекомендацией к специалистам, которые помогут. Горячая линия помощи получила более 14 000 звонков в прошлом году, но часть из них была не о сообщении факта домашнего насилия — женщины звонили, чтобы получить консультацию психолога в той или иной ситуации.
НАКАЗАНИЕ ЗА ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ
Согласно закону Республики Кипр о предотвращении домашнего насилия с поправками, внесенными в 2004 году, «насилие означает любое действие или поведение, которое причиняет физический, сексуальный или психический вред любому члену семьи другим членом семьи и включает в себя насилие, используемое с целью полового акта без согласия жертвы, а также ограничения свободы». Поправки 151 и 234 гласят, что в 2004 году наказание за «нападение на женщину» было увеличено с 2-х до 5-ти лет тюремного заключения, а «нападение с причинением вреда здоровью»— с 3-х до 5-ти лет. Закон также гласит, что, если акт насилия был совершен даже не в отношении, а в присутствии несовершеннолетнего, то к обвинению добавляется еще и статья о насилии над данным несовершеннолетним членом семьи. Главной проблемой остается то, что женщина не доходит до полицейского участка, не снимает побои, не пишет заявление на партнера.
Социальные службы, медиа-торы по правам человека и волонтеры сообщают о пренебрежительном отношении мужчин-полицейских к женщине-заявителю — сотрудники правоохранительных органов часто просят женщину вернуться домой к мужу, постараться не раздражать супруга и проявить терпение. Что это — халатность? Нежелание брать новое дело в своем участке? Или кипрское панибратское отношение к знакомому там, где, прежде всего, должен быть исполнен долг?
Те, кто решаются покончить с унижениями и пробиваются через все формальности и уговоры полиции, получают запрет на приближение супруга, по крупицам собирают свою жизнь и становятся лишь сильнее. Как и в любом другом уголовном деле, необходимо предъявить доказательства. Правоохранительные органы должны завести уголовное дело по всем правилам, иначе у другой стороны появится возможность «списать» несостоятельность дела на недостаточную обвинительную базу. Словам никто не верит. И правильно делает.
Реальные показатели уголовных дел по данной статье трудно представить. Цифры официальной статистики сильно занижены из-за того, что многие заявления не принимаются и не оказывается должная помощь пострадавшим. По данным Европейской комиссии за последние три года, 47% населения Кипра не доверяют полиции.
СТАМБУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
Международное соглашение Совета Европы против насилия в отношении женщин и насилия в семье было открыто для подписания 11 мая 2011 года. В числе других 46 стран и Евросоюза, Кипр ратифицировал «Стамбульскую конвенцию» в июне 2015 года, а ее действие вступило в силу с марта 2018 года. Первый юридически обязывающий документ, который создает «всеобъемлющую правовую базу и к борьбе с насилием в отношении женщины», состоит из 81 статьи. Главными принципами конвенции являются предупреждение, защита и поддержка женщин, судебное преследование правонарушителей и комплексная политика. Государства, которые подписали этот документ, должны криминализировать психологическое и физическое насилие, преследование, сексуальное насилие, принудительный брак, домогательства.
Как работает конвенция на Кипре:
* Полицейские, отказывающие в приеме заявления о совершенном насилии в отношении женщины, нарушают принципы конвенции, которая была принята государством.
* Социальные службы, которые не могут предоставить психолога или другого необходимого специалиста на языке, понятном пострадавшей, нарушают принципы конвенции.
* Наличие на Кипре только двух приютов, которые способны одновременно принять и укрыть всего около 40 женщин, нарушает принципы конвенции.
* Бесплатная горячая линия, по которой можно попросить о помощи, работает до 22 часов, вместо положенных 24/7, что нарушает принципы конвенции.
Поддержка и защита пострадавшего — это несомненно важно, но не менее важно сообщать женщине о ее правах, о том где и как получить необходимую помощь. Каждый случай индивидуален, но схема у всех одна: страшно сделать первый шаг на пути избавления от агрессора.
Только лишь финансовая зависимость женщины от партнера приводит к тому, что она вынуждена вернуться в тот дом, где подвергалась унижениям. Особенно остро этот вопрос стоит у пострадавших с детьми. Проживание в приюте возможно ограниченное количество дней, но даже эта передышка не дает шанса на начало новой жизни.
В июне 2019 года общественность Кипра потрясло убийство Софии Зенонос, которая была застрелена бывшим партнером. Этот случай стал поводом для организации протестного митинга в Никосии с призывом к полиции, парламенту страны и судебным органам не оставаться в стороне и работать согласно Стамбульской конвенции, а также быстро реагировать на случаи домашнего насилия.
ARSI — ПОМОЩЬ РУССКОЯЗЫЧНЫМ ЖЕНЩИНАМ НА КИПРЕ
Домашнему насилию подвергаются женщины и дети, независимо от их национальности и гражданства. Светлана Киртока и общественный деятель Федора Эпштейн считают, что острову необходима организация, которая будет помогать русскоговорящим женщинам. В этом году появился сайт ARSI www.arsi.news, а в следующем году команда планирует оформить все юридические документы по Association of the Russian-Speaking Immigrants.
— Светлана, какой вы видите главную роль ассоциации?
— Мы уже много лет поддерживаем женщин на Кипре, но только в этом году решили начать путь к регистрации ассоциации. Имея огромный опыт в помощи пострадавшим от домашнего насилия, наша команда сможет оказывать должное внимание каждому делу, помогать на все 100%, ведь сейчас мы занимаемся этим на волонтерских началах. Но лично я просто не могу сидеть сложа руки, когда мне звонит девушка и просит о помощи сквозь слезы. После работы, а иногда и в обеденное время, я мчусь к ее дому и помогаю чем могу — в основном, это подача заявления в полицию или переговоры с адвокатами.
— Может ли пострадавшая обратиться к вам уже сейчас?
— Разумеется. К нам поступают звонки с просьбой составить заявление, найти адвоката или рассказать о дальнейших шагах избавления от агрессора. Мы видели абсолютно разных женщин, но объединяло их одно — страх. Страх за себя и за ребенка. И тут главное — найти поддержку, найти того, кто вас услышит и будет на вашей стороне.
— Какие специалисты будут в вашем центре помощи?
— Для оказания должной помощи в подобной организации обязаны работать адвокат, психолог и волонтеры. К сожалению, поиск хорошего русскоговорящего адвоката, который действительно будет активно участвовать и консультировать, очень сложен. Пока те, кого я встречала, искали лишь наживы на пострадавших. Никто не говорит о том, чтобы работать бесплатно, однако специалисты должны прекрасно осознавать, что взявшись за дело, они обязаны вести его до конца, предоставлять консультации, оформлять необходимые справки и, в результате, тоже заработать. Я вижу, что мы нужны кипрскому обществу и женщинам, которые чувствуют себя здесь еще более одиноко в трудной ситуации.
Главной задачей государства является выявление возможных вспышек насилия или поведения типичного агрессора в семье. Это предотвратит множество новых случаев домашнего насилия, но потребует квалифицированного персонала, семейных консультантов и психологической поддержки пар. Если кто-либо из специалистов заподозрит отклонения в психическом здоровье супруга, об этом должно быть немедленно заявлено в соответствующие инстанции с целью предотвращения домашнего насилия, и сообщено партнеру с целью информирования его о его же собственных правах. Здесь действует правило трех: распознать, сообщить, предотвратить. Однако не только государство должно взвалить на свои плечи решение этой задачи, но и само общество. Как только мы перестанем бояться мнения соседа или коллеги, сможем не опускать глаза при общении с тем, кто пострадал от домашнего насилия, действительно начнем слушать, а не укорять, тогда больше женщин смогут рассчитывать на поддержку и своевременную помощь.
Напоминаем, что вы можете сообщить о любом случае насилия по телефонам или обратиться в любой ближайший полицейский участок:
Горячая линия кризисного центра (до 22:00) — 1440
Горячая линия полиции 24/7 — 1460, 112 или 199
Отдел по борьбе с домашним насилием — 22 808442, 22 607254.
Александра ПОЛЯКОВА
журналист