План восстановления страны после пандемии очень много внимания уделяет переходу к «зеленой» экономике, что полностью согласуется с актуальными задачами Евросоюза. Однако достаточно ли запланированных решений для того, чтобы спасти Восточное Средиземноморье от глобального потепления, повышения средней температуры воздуха и изменения климата?
Об этом рассуждают экономисты Омирос Писсаридис и Андреас Хараламбус.
Они пишут, что в глобальном масштабе уже достигнут заметный прогресс в разделении экономического роста и потребления энергии и природных ресурсов. Мы наблюдаем неуклонное снижение цен на приобретение и установку систем возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которые завоевывают все большую долю рынка. Отмечены значительные достижения в области хранения таких источников энергии, что традиционно было самым слабым звеном в использовании ВИЭ по сравнению с обычным топливом.
Последствия климатических изменений серьезнее, чем кажутся
Тем не менее, изменение климата, вызванное чрезмерной эксплуатацией традиционных энергетических ресурсов, по-прежнему представляет собой серьезную угрозу для выживания человечества. Недавние научные исследования подтверждают, что последствия для окружающей среды могут быть гораздо более серьезными, чем считалось ранее. «Европейский союз совершенно справедливо сделал «зеленую сделку» главным приоритетом в разработке планов восстановления после пандемии, которые страны должны подготовить и представить Брюсселю, чтобы получить субсидии из европейских фондов», — пишут эксперты.
ЕС придерживается целостного подхода и, по мнению экономистов, поставил перед собой очень амбициозную задачу сократить до нуля выброс парниковых газов к 2050 году. Европейский центробанк всерьез рассматривает вопрос о включении параметра «изменение климата» в свою систему надзора.
Очевидно, что экологическая переориентация экономики, которую и называют «зеленой сделкой» или «зеленым переходом», чрезвычайно сложна и требует радикальной трансформации модели экономического роста, потребительских привычек и, самое главное, твердой политической воли. Роль правительств и парламентов имеет решающее значение в создании соответствующей институциональной, регуляторной и правовой базы, в осуществлении необходимых инвестиций в инфраструктуру, реформировании налоговой системы в направлении «зеленого» налогообложения путем дополнительного обременения потребления экологически вредных продуктов, а также путем содействия переходу на возобновляемые источники энергии с помощью различных схем поддержки предприятий и домашних хозяйств. Еще одним главным приоритетом остается продвижение циклической экономики, которая включает переработку материалов и сокращение объема отходов.
«Зеленый переход»: планы Кипра
В кипрском плане восстановления страны после пандемии «зеленый переход» получил первостепенное значение благодаря инвестициям в размере 550 млн евро, которые направят на достижение национальной цели сокращения выбросов на 24% к 2030 году. По сравнению со статусом-кво цель Кипра так сильно сократить выбросы может показаться довольно амбициозной. Однако в скором времени она может потребовать повторной оценки и вполне возможно, что даже достижения заявленных амбициозных показателей будет недостаточно. Дело в том, что научные результаты недвусмысленно указывают: потенциальные последствия изменения климата для региона Восточного Средиземноморья будут особенно тяжелыми.
Эксперты отмечают, что правительству стоило бы рассмотреть дополнительные меры по «зеленому переходу», включая укрепление схем поддержки использования возобновляемых источников энергии, дополнительную поддержку общественного транспорта и устойчивой мобильной инфраструктуры, а также введение дополнительных стимулов для продвижения так называемой циклической модели развития и использования переработанных продуктов и отходов.
Еще один важный момент «зеленой» экономики касается адаптации к новым условиям банковского сектора, который должен будет предоставлять необходимое финансирование «зеленому» частному сектору. Переориентироваться на экологически чистые методы строительства придется сектору недвижимости, а домашние хозяйства должны будут ограничить потребление продуктов и услуг, которые вредят окружающей среде.
«Не может быть никаких сомнений в том, что краткосрочные экономические и политические издержки «зеленого перехода” высоки. Однако альтернативного пути нет, поскольку цена за неспособность адаптироваться будет намного выше. Более того, в долгосрочной перспективе “зеленая” экономика будет выгодна как всем экономическим субъектам, так и гражданам», — заключают экономисты.