Эксперты считают, что цены на электроэнергию продолжат расти из-за постепенного увеличения цен на нефть и оплаты квот на выбросы в атмосферу. Ситуация может начать меняться только в конце 2022 года, если на Кипре начнут использовать добытый природный газ и интенсивно развивать возобновляемые источники энергии.
Политические партии, профсоюзы и ассоциации потребителей, возмущенные ростом цен на электроэнергию, требуют от правительства ввести лимит на стоимость. Однако законодательство не предполагает возможности государственного регулирования цен в этой сфере. Все это только усугубляет ситуацию для домохозяйств и компаний, вынужденных платить по счетам огромные суммы. Цены по сравнению с прошлым годом выросли на 38%. Это делает электроэнергию на Кипре одной из самых дорогих в Европе – в 2019 году она была почти на 50% дороже, чем в Греции.
Почему растут цены на электричество?
Стоимость электроэнергии существенно увеличилась в результате подорожания нефти и квот на выбросы парниковых газов в атмосферу. Цена на сырую нефть марки Brent выросла на 58% с конца августа 2020 года, в то время как цена квот ЕС на выбросы выросла более чем на 210%. В 2020 году Электрическая компания Кипра (ЕАС) заплатила за квоты 75 млн евро. В 2021 году эта сумма вырастет еще больше из-за увеличения стоимости одной тонны углекислого газа.
В то время как в 2019 году расходы на квоты составляли 8,6% от общих расходов EAC, к концу 2021 года их доля возрастет до 15% и в дальнейшем будет продолжать расти. И все это потому, что Кипр отстает от остального Евросоюза, когда дело доходит до внедрения возобновляемых источников энергии. Кипрские потребители теперь платят штрафы за годы пренебрежения к этой теме. В прошлом году Кипр производил около 11% своей электроэнергии из возобновляемых источников, в то время как средний показатель по ЕС составлял 20%, а Греция была на первом месте с 27%. Греки также платят более низкие сборы за электроэнергию — 23% по сравнению с 30% на Кипре (имеются в виду Средиземноморские страны; лидеры по возобновляемым источникам в Северной Европе уже перешагнули отметки в 50-60% — прим. ВК).
ЕАС заявила, что для того, чтобы снизить свои траты на квоты, установила единицы по десульфуризации и денитрификации вырабатываемых газов. Благодаря этому компания должна оставаться в рамках разрешенного уровня парниковых газов и не тратиться на оплату дополнительных квот. Кроме того, ЕАС заверила, что выбросы парниковых газов уменьшатся на 25-30% с переходом на природный газ и дальнейшему использованию возобновляемых источников энергии.
Штрафы за выбросы
Напомним, Министерство энергетики выделило 334 млн евро на продвижение проектов в рамках «зеленой экономики» и 208 млн евро на развитие предпринимательства. Более 350 млн евро было выделено домохозяйствам и компаниям в виде субсидий на проекты по экономии энергии с 2005 по 2020 года.
14 июля Европейская комиссия представила свой новый законодательный пакет Fit-for-55, который предполагает активизацию системы купли-продажи квот на выбросы (emission trading system или ETS) в качестве основного инструмента, который ЕС планирует использовать для достижения 55-процентного сокращения выбросов к 2030 году и нулевых выбросов к 2050 году. ETS работает в соответствии с принципом ограничения их предельного уровня и продажи квот на превышение этого показателя (cap-and-trade). Существует фиксированный лимит, в рамках которого европейские операторы, такие как EAC, получают или покупают квоты. Бесплатные квоты были отменены после 2019 года. Каждый год норма квот снижается таким образом, чтобы общее снижение выбросов соответствовало целевым показателям ЕС. В настоящее время ежегодное сокращение составляет 2,2%, но новый пакет мер почти удвоит этот показатель до 4,2% с 2024 года. Компаниям грозит штраф в размере 100 евро за лишнюю тонну, если они превысят свои нормы выбросов.
До сих пор ETS применялась к производству электроэнергии и энергоемким отраслям промышленности, таким как производство цемента, на которые приходится 40% выбросов в ЕС. В новом пакете мер предлагается распространить ETS на транспорт, строительство и судоходство. Кроме того, целевые показатели энергоэффективности будут увеличены и станут юридически обязательными.
Эти изменения будут иметь далеко идущие последствия и могут быть достигнуты только за счет значительного увеличения безуглеродного производства. С точки зрения возобновляемых источников энергии это будет означать увеличение их доли до 40% от общего потребления энергии к 2030 году вместо запланированных 32%. Нынешний целевой показатель Кипра намного ниже — 23% от валового конечного потребления энергии, и его почти наверняка придется значительно пересмотреть в сторону увеличения. То же самое относится и к цели Кипра по сокращению выбросов. В настоящее время она составляет 24% от показателей 2005 года, но Кипр заявляет, что может добиться сокращения выбросов только на 20,9%, что, по-видимому, отражает его низкие амбиции в области возобновляемых источников энергии.
Стоимость квот в ЕС составляла около 25 евро за тонну CO2 в 2019 году, но сейчас она превышает 60 евро за тонну и, как ожидается, продолжит расти и превысит 100 евро за тонну к 2030 году. К тому времени – при условии, что больше ничего не изменится – квоты будут составлять 27% расходов EAC и потребуют 20-процентного повышения цены на электроэнергию. Но с предлагаемым снижением предельного уровня выбросов на 4,2% ситуация станет гораздо более серьезной.
Внедрение природного газа в производство электроэнергии поможет сократить выбросы примерно на 25%. Но его преимущества в значительной степени будут сведены на нет вскоре после того, как газ станет доступен, из-за пересмотра целей ЕС в области изменения климата, значительно более быстрого снижения предельного уровня выбросов и быстрого роста цен. Кроме того, по мере увеличения доли возобновляемых источников энергии для производства электроэнергии потребуется меньше газа, из-за чего неизбежно возрастет его стоимость.
Помогут ли возобновляемые источники энергии?
Решение проблемы высоких цен на электроэнергию лежит в области существенно более амбициозного и более активного внедрения возобновляемых источников энергии, по крайней мере, в соответствии с предлагаемым ЕС целевым показателем в 40% к 2030 году. Это должно быть воплощено в комплексном долгосрочном энергетическом плане, что не только поможет снизить цены на электроэнергию, но и сократит импорт энергоносителей и зависимость от других.
31 августа министр энергетики Наташа Пилидис изложила ряд мер по содействию переходу на «зеленую» энергетику и сдерживанию роста цен на электроэнергию. Хотя это хорошее начало, эти меры нельзя назвать решительными, они потребуют значительного времени для реализации. Кроме того, они не представляют собой последовательную программу, а некоторые из ключевых предложений могут так и остаться на бумаге. Без значительного увеличения доли возобновляемых источников энергии потребителям так и придется нести на своих плечах бремя штрафов за выбросы, а цены на электроэнергию не снизятся. В дополнение к тому, что сказала министр, Кипру срочно необходимо кардинальное изменение вектора всей своей деятельности, а не робкие шаги в этом направлении.