Совет по конкурентоспособности Республики Кипр, созданный в июне 2018 года, представил свой первый доклад о положении острова. Картина, нарисованная в нем, весьма противоречива.
Конкурентоспособность Кипра страдает из-за слабого делового сектора, низкого уровня предпринимательской активности и низких темпов применения бизнес-инноваций. Кроме того, несмотря на то, что работники имеют высшее образование, часто им не хватает квалификации. Совет пришел к выводу, что в целом конкурентоспособность Кипра заслуживает оценки «неудовлетворительно».
«Хотя в последнее время в некоторых областях и был зафиксирован прогресс, Кипр отстает от некоторых эталонных государств и среднего показателя по Европейскому союзу, когда речь идет о производительности, международной торговле и прямых иностранных инвестициях», — заявил Такис Клиридис, председатель организации. В целом, в докладе определяются ключевые проблемы и даются меры для их решения. Выводы основаны на более чем 150 показателях и на их сравнительном анализе в течение времени. Кипр сравнивается с двенадцатью «эталонными» странами (Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Греция, Ирландия, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словения, Великобритания и Израиль), а также со средними цифрами по Европейскому Союзу.
В своем предисловии к докладу министр финансов Харис Георгиадис отметил: «Мы должны раскрыть производственный потенциал нашей экономики, снизив бюрократию и повысив эффективность и конкурентоспособность».
Согласно докладу, Кипр достаточно хорошо представлен в ведущих международных рейтингах конкурентоспособности, не являясь, однако, страной с самыми высокими показателями. На протяжении многих лет позиция Кипра значительно колебалась и терпела спады, особенно во время финансового и банковского кризиса 2012-2013 годов. Несмотря на основные показатели роста, остров, как правило, находится ниже среднего уровня ЕС по конкурентоспособности, хотя в других категориях он находится наравне или даже выше «эталонных стран».
Сильные стороны Кипра заключаются в том, что связанные с бизнесом расходы низки, и затраты на рабочую силу тоже ниже среднего по ЕС. Кипр также имеет одни из самых низких затрат на аренду частного и розничного жилья. «И наоборот, расходы на электроэнергию и на высокоскоростной широкополосный доступ в интернет в нежилом секторе являются одними из самых высоких среди эталонных стран. Эти более высокие расходы, как представляется, отражают системные проблемы, такие как зависимость от импортных поставок топлива и небольшой размер рынка», — приходят к выводу авторы доклада.
«Во многих случаях, как представляется, основной вопрос государственной политики заключается не столько в необходимости новых мер, сколько в улучшении существующих путем дальнейшей координации, мониторинга и оценки, — говорится в тексте.
В докладе четко указывается, что Кипру нужно развивать предпринимательскую деятельность, включая долю инновационных предприятий. В компаниях доля сотрудников, занятых предпринимательской деятельностью, такой как разработка новых продуктов или создание новых бизнес-единиц, остается низкой. И даже если показатели предпринимательских настроений, устремлений и намерений были аналогичны показателям многих стран-ориентиров, «это, как представляется, не приводит к особенно динамичному росту делового сектора». Слабая бизнес-среда может быть связана с несколькими основными причинами. В определенной степени роль играют культурные и социальные установки, выражающиеся, например, в предпочтении занятости в семейном бизнесе или в существующих компаниях и госсекторе, обеспечивающем стабильный карьерный рост. Анализ указывает на относительно слабую предпринимательскую экосистему, ограниченную интерактивность деловых кругов и слабое взаимодействие между бизнесом, исследованиями и наукой. Новые инновационные и быстрорастущие предприятия также сталкиваются с более конкретными ограничениями, которые препятствуют дальнейшему развитию, такими как ограниченный доступ к финансированию, особенно небанковскому.
Кроме того, низкие темпы внедрения цифровых технологий дают низкий потенциал роста производительности, наряду с негативными побочными эффектами от сокращения возможностей для торговли и привлечения прямых иностранных инвестиций.
Данные анализа показателей, а также интервью с заинтересованными сторонами, рисуют противоречивую картину управления человеческими ресурсами Кипра. С одной стороны, страна инвестирует значительные средства в образование, а персонал является хорошо образованным и квалифицированным. С другой стороны, заинтересованные стороны указывают на пробелы в некоторых ключевых областях, особенно в области технических и специализированных навыков, которые связаны с новыми и нетрадиционными секторами экономической деятельности.
«Эти выводы заставляют задавать вопросы, касающиеся качества и эффективности системы образования и ее соответствия конкретным потребностям сектора, а также того, предоставляет ли образование те навыки, которые будут пользоваться высоким спросом в будущем?», — спрашивают авторы доклада.
«Кроме того, в то время как многие области, в которых уже осуществляются реформы, являются актуальными и важными, отсутствие стратегии высокого уровня и долгосрочного видения экономического развития Кипра являются серьезным недостатком», — делается заключение в докладе.