Пятница, 29 марта 2024

Валерий Дидюля: «Без музыки человечеству не выжить»

Мягкое кипрское солнце, ощущение размеренности и покоя – таким встретил Кипр своего гостя Валерия Дидюлю – известного гитариста-виртуоза, композитора, аранжировщика, музыкального продюсера и лидера одноименной группы. Приехал Валерий на остров по приглашению своего друга, композитора и автора проекта Golden Light Orchestra Сергея Сиротина. Вместе они хотят создать новую музыку, с которой вскоре познакомят и слушателей. Мы поговорили с артистами о творчестве, путешествиях, вдохновении и Кипре.

— Валерий, впервые ли вы на острове?
— Я бывал раньше на Кипре, но совсем недолго. Сейчас приехал к своему другу и композитору Сергею Сиротину не только отдохнуть, но и напитаться творчеством, познакомиться с людьми, которые занимаются инструментальной музыкой, а также обсудить совместные планы по созданию концертной программы.
Прежде всего, хочется представить здесь инструментальную музыку, в идеале – это Дидюля с симфоническим оркестром. У меня есть хорошая международная программа, и мне хотелось бы сделать подобное с местным оркестром, тем более, что несколько лет назад мы выступали здесь в Президентском дворце в рамках большого международного фестиваля. Сейчас коронавирусные ограничения, но они закончатся, и жизнь вернется в прежнее русло — с концертами и массовыми мероприятиями.

дидюля4

Сергей Сиротин и Валерий Дидюля

— Расскажите о вашей группе, с чего все началось?
— К пониманию, как строить свою музыкальную историю, я пришел в осознанном возрасте, и в этом большой плюс, так как было меньше неверных шагов. Я написал свой дебютный альбом в 30 лет, а до этого копил идеи и мысли. Начинал с гитары, потом расширял инструментальную группу. Затем появилась возможность и желание работать на новом уровне: со струнным квартетом, с камерными оркестрами. В итоге доросли до большого симфонического оркестра. В какой-то момент я понял, что моя музыка не имеет ни границ, ни языкового барьера. Поэтому и здесь, на Кипре, это будет понятно, интересно и «по-русски». Хочется поближе познакомить местного слушателя с нашим творчеством.

— Кто ваши слушатели?
— Благодаря соцсетям, YouTube, мы понимаем, кто нас слушает. Наша аудитория совершенно разная: разного возраста, социального статуса, культуры. Китай, Индия – даже эти страны с совершенно иным музыкальным менталитетом слушают и скачивают нашу музыку. Зритель везде есть и он может разобраться в музыке, которую мы играем. Кроме того, у нас есть и давние поклонники, которые «взрослеют» вместе с нами, и молодежь.

— Вы один из самых гастролирующих музыкантов в России — даете не менее 120 концертов в год.
— Да, действительно, это так. Мы были с концертами в странах СНГ, Прибалтике, странах средней Азии, в Турции, Германии, Корее… Конечно, как я и сказал, с коронавирусными ограничениями, выступать очень тяжело, так как основной удар пришелся на музыкантов, гастроли и фестивали. Но музыкальная индустрия постепенно встает с колен, мы живем надеждами, что все возобновится, и музыка снова объединит людей. Ведь это уникальный язык, без музыки человечество не выживет. Кроме того, емкий и мощный концерт изменяет ход времени: прошло два часа, а кажется, что всего 20 минут. Человек погрузился в другое музыкальное пространство. Слушая музыку, мы удлиняем свою жизнь.

— Как вас принимают за границей?
— Люди на юге более эмоциональны, могут что-то выкрикнуть или что-то учудить, на севере – спокойные. В Прибалтике – мягкие и сдержанные. Как-то были мы на фестивале во Франции, и увидели, что там аплодисменты передают топаньем ног.

дидюля1

— Какая музыка или артисты вас вдохновляют?
— Таких музыкантов очень много. Во-первых, потрясающая белорусская гитарная школа, в атмосфере которой я жил и развивался, мастера, которые меня обучали, открыли для меня кладезь гитарной академической музыки. Конечно, большое влияние оказали и мировые звезды. Я понял, что инструментальная музыка может восприниматься зрителями как удивительный рассказ, что гитара — это необыкновенно богатый и разносторонний инструмент, и я хочу общаться с миром точно таким же языком.

— А ваши родители, семья?
— Они не музыканты, но моя мама очень любит музыку, она мой главный критик.
Вообще, я легко принимаю замечания, особенно от близких людей и профессионалов, которые меня знают. Это дает мне возможность не задирать нос. Я и сейчас постоянно учусь. Например, познакомился с Сергеем Сиротиным, мы общаемся, слушаем музыку, хвалим, ругаем – здорово, когда можно общаться совершенно свободно и честно.

— Один из инструментов, на котором вы играете, уникальный – это 18-струнная гитара. Сложно даже представить, как с ней управляться, как настраивать!
— Инструменты, оборудование, техника – это моя страсть. Сюда я вкладываю эмоции, ресурсы, финансы. Это самое важное, что у меня есть. У меня очень много оборудования потрясающего качества, которое я покупаю и привожу со всего мира. Вся моя техника и инструменты, на которых играют мои музыканты, – это моя личная большая коллекция.
Конечно, у меня много гитар. 18-струнную я совершенно случайно приобрел у мастера, который создает необычные гитары. Он придумал удивительную конструкцию — широкий гриф, массивный инструмент. Играть на ней сложно, но она звучит очень завораживающе и объемно. Этот инструмент меня настолько околдовал и покорил, что мы сняли небольшой ролик и выложили его на YouTube. Видео взорвало интернет и попало в мировые тренды. Я написал несколько композиций для этого инструмента. Одну из них можно найти в моем последнем альбоме, вышедшем в этом году, называется «Город Великого Княжества». Эта инструментальная композиция — посвящение Гродно – любимому городу, где я родился, и где впитал спокойствие и доброту. Моему городу посвящена также «Легенда», с которой часто мы начинаем свой концерт. Яркая, насыщенная композиция, написанная для классической гитары.

— То есть, вы как композитор точно знаете, для какой гитары будет написано то или иное произведение?
— Нет, не точно, примерно на 50 процентов. Коллекция гитар большая, и для каждого случая и тональности подбирается свой инструмент. Заранее я никогда не знаю, какая из моих гитар будет лучше всего звучать в каждом определенном случае. Я очень рад, что все гитары – а их у меня около 35 – не музейные экспонаты. С каждым годом они немного стареют, но зато раскрывают свой звук и становятся певучее.

Валерий Дидюля Александр Морозов Марина Парусникова Сергей Сиротин

На фото: Марина Парусникова, Александр Морозов, Валерий Дидюля, Сергей Сиротин.
Валерий: «Музыку народного артиста, композитора-песенника Александра Морозова знают все. Это «Малиновый звон», «Голубь сизокрылый», «Фантазер», «Кукла», «В краю магнолий», «Душа болит» и многие другие песни. Александр живет на Кипре, я был очень рад нашему личному знакомству, душевному общению, и меня очень вдохновило, что Александр, будучи в немолодом возрасте, в кураже — глаза горят, много идей. У них с Мариной замечательный семейный союз. Это пример хорошего творческого долголетия. Мы поделились друг с другом творческими планами и возможно, в будущем, нам удастся посотрудничать».

— На каких инструментах вы еще умеете играть?
— Я играю на струнных: греческая и ирландская бузука, 18-струнная гитара, 8-струнная гитара, бас-гитара, немного играю на электрогитаре. Люблю перкуссию: конга, тарелки, шейкеры, все, что можно отбивать руками, пальцами. Мне это очень близко. Для меня очень важен ритм, ощущение движения, пульсации, времени.

— Вы предпочитаете фолк, классическую гитару, фламенко, мотивы южных стран Европы и Средиземноморья. А как относитесь к другим направлениям гитарной музыки: классический рок, хард-рок…
— Всегда стараюсь разобраться в каждом направлении: электронная музыка, экспериментальная, авангардная, хип-хоп… Мне интересно, куда движется цивилизация, как мыслят молодые музыканты, что происходит в текстах, в аранжировках. Музыкальное пространство едино. Хорошая и качественно сделанная мелодия и аранжировка – будь это треш-металл или авангардный джаз – если там есть сила, мысль и любовь – мы это почувствуем. Потому что когда что-то идет от сердца, оно туда же, в сердце, и попадает. Это относится и к музыке, и к живописи, и к любому другому творчеству. В этом смысле, на мой взгляд, любое музыкальное творчество имеет право на существование, и если это сделано с любовью, то достойно уважения, изучения и поддержки.

— Какую музыку вы слушаете сейчас?
— Мне нравится академическая музыка на стыке народной и фольклорной, симфо-фолк. В последнем стиле мне сейчас особенно нравится работать, и у меня на альбоме «2021» есть написанная в этом стиле композиция «Еду-доеду», где есть и симфонический оркестр, и народные напевы, и электроника, и размерность.
Также слушаю симфоническую, академическую, электронную, экспериментальную музыку, транс, хаус, дип-хаус, фри-джаз, этно-джаз, классику прошлых лет (например, Abba или Quееn), талантливый современный поп…. Авангардную музыку – меньше, я не всегда ее понимаю, но могу послушать совсем немного. А в целом мне нравится музыка, которая обладает хорошим мелодизмом.

Валерий Дидюля в редакции ВК

Валерий Дидюля в редакции “Вестника Кипра” (слева направо: Сергей Сиротин, главный редактор ВК Наталия Кардаш, Валерий Дидюля, журналист Марина Айзина)

— Легко ли писать новые композиции?
— Мне нравится учиться, восстанавливать в памяти что-то уже изученное и двигаться по пути музыки. Создавать новые альбомы не так просто. Чувствуешь, что повторяешь сам себя, а нужно выходить на новый уровень. Иногда я занимаюсь переосмыслением старого материала, иногда затеваю эксперимент, что-то не доделываю… то есть, критический взгляд на свое творчество с каждым годом все суровее. Но зато качество нашей музыки не теряется. Новая студийная пластинка «2021» — это определенная ступенька, результат поиска в звуке, дизайне, сочетании инструментов.

— Как вы считаете, современная музыка сейчас развивается или деградирует?
— Музыка упрощается. Но и отношения между людьми упрощаются тоже. Современный мир очень сильно разогнался, мы стали меньше общаться, вдумываться. Погоня за бытовым и материальным отвлекает человека от главного, и он теряется в этом мире. Технологии развиваются, музыка упрощается, и осмысленности во многих вещах становится меньше. Раньше было важно качество музыки, вокал, аранжировка, а сейчас – количество лайков. В золотую эпоху расцвета музыки и звукозаписи – это 70–80-е годы – появлялись новые приборы, аналоговые консоли. Это было удивительное сочетание музыкальности и технологичности. Раньше в наших комнатах висели плакаты известных музыкантов, сейчас это время прошло. Сила музыки стала ослабевать. Но печалиться не нужно. Это новое время, и к нему можно найти подход, заниматься своим любимым делом и через любовь и мелодию продолжать традиции хорошей качественной музыки и звукозаписи, концертных выступлений.

— Расскажите о совместных творческих планах с Сергеем, чего ждать слушателям?
— Мы с Сергеем – за создание нового в новых реалиях. Мой приезд на Кипр уже дал результаты. Вместе поработали, порепетировали, записали кое-что в студии. Кроме того, хочется понять Кипр с музыкальной, творческой, коммерческой, организационной стороны, чтобы реализовать наши проекты. Здесь есть все для фестивальной и гастрольной жизни — остров большой, многонациональный, с хорошим климатом. Важно не просто провести здесь концерт, а сделать его запись, потому что играть и слушать гитарную музыку в сопровождении большого симфонического оркестра под открытым звездным небом – это особое удовольствие. Такое стоит показать всему миру.

дидюля5

— Есть ли у вас увлечения помимо музыки?
— Мне нравится активный образ жизни — путешествовать, кататься на велосипеде, гулять, плавать, водить машину. На Кипре Сергей показал мне горы, достопримечательности, монастыри… где мы только не были! Интересно было наблюдать за ежеминутной сменой красок на закате и рассвете.

— Что особенно удивило на солнечном острове?
— Был один момент, когда мы поднялись на очень высокую смотровую площадку в горах. Видим закат, подходим к краю бесконечного обрыва и понимаем, что вокруг стоит абсолютная тишина. Природа уже готовится ко сну, солнце подходит к краю гор, и мы чувствуем, как природа замирает… Мы стояли с Сергеем и слушали тишину. Уходить не хотелось. Я запомню это на всю жизнь. Кипр встретил меня по-доброму, одарил морем впечатлений, новых идей, чему я очень рад и благодарен.

Марина Айзина

Фото из личного архива Валерия Дидюли.

 

 

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on email
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on skype
Share on telegram
Share on facebook
Подписка на новости
Еженедельный дайджест новостей
"Вестника Кипра"
Подпишитесь бесплатно прямо сейчас!
Подписка на новости

Подпишитесь на еженедельный дайджест новостей “Вестника Кипра” бесплатно прямо сейчас!

    1            Application of terms

    1.1        These Terms apply to your use of the Website. By accessing and using the Website:

    a            you agree to these Terms; and

    b            where your access and use is on behalf of another person (e.g. a company), you confirm that you are authorised to, and do in fact, agree to these Terms

    on that person’s behalf and that, by agreeing to these Terms on that person’s behalf, that person is bound by these Terms.

    1.2        If you do not agree to these Terms, you are not authorised to access and use the Website, and you must immediately stop doing so.

     

    2            Changes

    2.1        We may change these Terms at any time by updating them on the Website. Unless stated otherwise, any change takes effect immediately. You are       responsible for ensuring you are familiar with the latest Terms. By continuing to access and use the Website, you agree to be bound by the changed

    Terms.

    2.2        We may change, suspend, discontinue, or restrict access to, the Website without notice or liability.

    2.3        These Terms were last updated on 29th May 2020.

     

    3            Definitions

    In these Terms:

    including and similar words do not imply any limit

    Loss includes loss of profits, savings, revenue or data, and any other claim, damage, loss, liability and cost, including legal costs on a solicitor and own client basis

    personal information means information about an identifiable, living person

    Terms means these terms and conditions titled Terms and conditions of use

    Underlying System means any network, system, software, data or material that underlies or is connected to the Website

    We, us or our means VESTNIK KIPRA Group

    Website means https://vkcyprus.com/

    You means you or, if clause 1.1b applies, both you and the other person on whose behalf you are acting.

     

    4            Your obligations

    4.1        You must provide true, current and complete information in your dealings with us and must promptly update that information as required so that the

    information remains true, current and complete.

    4.2        You must:

    a not act in a way, or use or introduce anything (including any virus, worm, Trojan horse, timebomb, keystroke logger, spyware or other similar feature) that in any way compromises, or may compromise, the Website or any Underlying System, or otherwise attempt to damage or interfere with the Website or any Underlying System; and

    b unless with our agreement, access the Website via standard web browsers only and not by any other method. Other methods include scraping, deep-linking, harvesting, data mining, use of a robot or spider, automation, or any similar data gathering, extraction or monitoring method.

    4.3 You indemnify us against all Loss we suffer or incur as a direct or indirect result of your failure to comply with these Terms.
     

    5            Intellectual property

    We (and our licensors) own all proprietary and intellectual property rights in the Website (including all information, data, text, graphics, artwork, photographs, logos, icons, sound recordings, videos and look and feel), and the Underlying Systems.

     

    6            Disclaimers

    6.1        To the extent permitted by law, we and our licensors have no liability or responsibility to you or any other person for any Loss in connection with:

    a the Website being unavailable (in whole or in part) or performing slowly;

    b any error in, or omission from, any information made available through the Website;

    c any exposure to viruses or other forms of interference which may damage your computer system or expose you to fraud when you access or use the Website. To avoid doubt, you are responsible for ensuring the process by which you access and use the Website protects you from this; and

    d any site linked from the Website. Any link on the Website to other sites does not imply any endorsement, approval or recommendation of, or responsibility for, those sites or their contents, operations, products or operators.

    6.2        We make no representation or warranty that the Website is appropriate or available for use in all countries or that the content satisfies the laws of all

    countries. You are responsible for ensuring that your access to and use of the Website is not illegal or prohibited, and for your own compliance with

    applicable local laws.

     

    7            Liability

    7.1        To the maximum extent permitted by law:

    a you access and use the Website at your own risk; and

    b we are not liable or responsible to you or any other person for any Loss under or in connection with these Terms, the Website, or your access and use of (or inability to access or use) the Website. This exclusion applies regardless of whether our liability or responsibility arises in contract, tort (including negligence), equity, breach of statutory duty, or otherwise.

     

    8            Privacy policy

    8.1        You are not required to provide personal information to us, although in some cases if you choose not to do so then we will be unable to make certain sections of the Website available to you. For example, we may need to have your contact information in order to provide you with updates from our Website.

    8.2        The personal information you provide to us is collected and may be used for communicating with you, statistical analysis, the marketing by us of products

    and services to you, credit checks (if necessary), and research and development.

    8.3        We may also collect technical information whenever you log on to, or visit the public version of, our Website. This may include information about the way

    users arrive at, browse through and interact with our Website. We may collect this type of technical information through the use of cookies and other

    means. Cookies are alphanumeric identifiers that we transfer to your computer’s hard drive to enable our systems to recognise your browser. If you want

    to disable cookies, you may do so by changing the settings on your browser. However, if you do so, you may not be able to use all of the functions on the

    Website. We use the technical information we collect to have a better understanding of the way people use our Website, to improve the way it works and

    to personalise it to be more relevant and useful to your particular needs. We may also use this information to assist in making any advertising we display

    on the Website more personalised and applicable to your interests.

    8.5        Generally, we do not disclose personal information to third parties for them to use for their own purposes. However, some of the circumstances in which

    we may do this are:

    a            to service providers and other persons working with us to make the Website available or improve or develop its functionality (e.g. we may use a third

    party supplier to host the Website);

    b I         n relation to the proposed purchase or acquisition of our business or assets; or

    c            where required by applicable law or any court, or in response to a legitimate request by a law enforcement agency.

    8.6        Any personal information you provide to us may be stored on the secure servers of our trusted service providers

     

    9            Suspension and termination

    9.1        Without prejudice to any other right or remedy available to us, if we consider that you have breached these Terms or we otherwise consider it

    appropriate, we may immediately, and without notice, suspend or terminate your access to the Website (or any part of it).

    9.2        On suspension or termination, you must immediately cease using the Website and must not attempt to gain further access.

     

    10         General

    10.1      If we need to contact you, we may do so by email or by posting a notice on the Website. You agree that this satisfies all legal requirements in relation to written communications.

    10.2      These Terms, and any dispute relating to these Terms or the Website, are governed by and must be interpreted in accordance with the laws of the

    Republic of Cyprus.

    Each party submits to the non-exclusive jurisdiction of the Courts of the Republic of Cyprus in relation to any dispute connected with these Terms or the

    Website.

    10.3      For us to waive a right under these Terms, the waiver must be in writing.

    10.4      Clauses which, by their nature, are intended to survive termination of these Terms, including clauses 5, 6, 7, 10.1, continue in force.

    10.5      If any part or provision of these Terms is or becomes illegal, unenforceable, or invalid, that part or provision is deemed to be modified to the extent

    required to remedy the illegality, unenforceability or invalidity. If a modification is not possible, the part or provision must be treated for all purposes as

    severed from these Terms. The remainder of these Terms will be binding on you.

    10.6      These Terms set out everything agreed by the parties relating to your use of the Website and supersede and cancel anything discussed, exchanged or

    agreed prior to you agreeing to these Terms. The parties have not relied on any representation, warranty or agreement relating to the Website that is not

    expressly set out in the Terms, and no such representation, warranty or agreement has any effect from the date you agreed to these Terms.