Алексей Чичаков: «Земля Алтая говорит через нас» - Вестник Кипра
Пятница, 13 мая 2016 10:00

Алексей Чичаков: «Земля Алтая говорит через нас»

Гостем «СредиземноМАЙского рок-фестиваля» на Кипре станет группа «Белуха Джем». Она создана в Горном Алтае – одном из самых удивительных мест не только России, но и мира. Основатель и лидер группы Алексей Чичаков, исполнитель горлового пения, рассказал о себе, о Белухе, и о том, куда его уносит музыка из любой точки мира…

- Алексей, как давно вы стали музыкантом?

- С восьмого класса, когда впервые взял в руки гитару, тогда все и началось. Я увидел, как человек играет на гитаре, аккомпанирует себе и поет, это меня заворожило. Я захотел научиться, взял в руки гитару и понял, что это мое.
Наша группа была основана в 2005 году. За эти годы она пережила множество метаморфоз. На сегодняшний день у нас два состава. Акустический – это скрипачка из Барнаула Алина Батыгина и Александр Самодум из Москвы, он играет на арфа-гитаре. Этим составом мы в основном ездим по России. А на Кипре мы будем выступать в электрическом составе — Андрей Скляров, Олег Зенков и я. Это «Белуха Джем» в стиле этно-рок. У группы разные составы, но все равно вся музыка у нас этническая.

- Ваша группа называется «Белуха Джем» — почему?

- Место, где я живу – Усть-Коксинский район, Уймонская долина, это как раз у подножия горы Уч-Сумер, Кадын-Бажы – по-русски Белуха. Если подняться от моего дома чуть в гору, то Белуху можно увидеть. Ее энергетика всегда присутствует, это священная гора для алтайцев, в том числе и для меня. А джем – это на музыкальном сленге импровизация. Я объединил место, где живу и импровизацию – то, что всегда со мной.

- Вы поднимались на Белуху?

- Год назад мы с семьей ходили в поход. Нам, алтайцам, на саму Белуху подниматься нельзя. А к подножию можно. Мы дошли до Аккемского озера, я в первый раз посетил эти святые места. Было чувство трепета, огромной мощи, огромной энергии, которая исходит от этой горы, и уважения.

- А почему вам нельзя на вершину?

- У всех народов есть традиции. Родители говорят – нельзя. Так и бабушка говорила нам: «Алтайскому народу на гору нельзя ступать». И все.

- На каких инструментах вы играете?

- Национальные – топшур, спутник кайчи (сказителей), исполнителей горлового пения. Комуз (варган) всегда с собой. Окарины — глиняная дудка. Шоор – наша флейта. И, конечно, гитара всегда со мной.

- А на чем сложнее всего оказалось учиться?

- Я до сих пор учусь играть на всем. А самый сложный инструмент – это человеческий голос. Самый огромный, самый богатый инструмент. Извлечение горлового пения, разных полифонических звуков – этому пришлось учиться. У меня прадедушка был целителем, горловиком, на комусе играл. Это переходит из поколения в поколение. Я об этом не знал – узнал только когда начал заниматься горловым пением, исполнять кай, тексты благопожелания. Бабушка, когда впервые услышала мое горловое пение, сразу сказал: "Это мой отец. Ты поешь как мой отец".

- Вы почувствовали что-то при этих словах?

- Конечно, я почувствовал связь. У меня появилось и до сих пор остается чувство большой ответственности. Мой долг — пронести это дальше и передать своим детям, внукам.

- Как вы начали осваивать горловое пение?

- Я еще учился в школе, когда к нам с концертами приезжал Болот Байрышев. Он тогда был в начале пути, но уже звезда.
Потом, после института, в Доме культуры Усть-Коксинского района я лично познакомился с Болотом Байрышевым. Это, думаю, была неслучайная встреча. Я тогда приобрел домашнюю студию звукозаписи и рассказывал ему, что буду записывать свой первый альбом.

В то время я сочинял песни на русском языке в европейском стиле. Начало мое было западное — Pink Floyd, The Beatles, Джимми Хендрикс. На этом я учился и рос. Но потом понял, что и в нашей корневой музыке есть огромное богатство…

Когда я записывал дома альбом, пригласил Болота к себе в студию. Он не отказал, увидел, наверное, во мне какую-то искру. Мы сделали совместно одну песню. В 2008 году записал альбом, в 2009 году состоялась его презентация и это было первое совместное выступление на большой сцене. С тех пор мы уже не расстаемся. После презентации альбома мы начали давать совместные концерты, и я начал постепенно пробовать горловое пение.

Первый раз у меня получилось извлечь звук горлового пения во время прослушивания записи Аржана Кезерекова, нашего алтайского кайчи, которого, к сожалению, уже нет в живых. Я услышал его пение, и что-то внутри меня проснулось. Подключило к земле, я так говорю. Так чувствую. Я попробовал, и у меня получился мой звук. А в последующем я учился, и продолжаю учиться, выступая совместно на одной сцене, с Болотом Байрышевым, перенимая богатейший опыт и знания, находя свою собственную интерпретацию...

- Что вы чувствуете физически, когда исполняете горловое пение? Что происходит со связками?

- Технически это, наверно, можно пересказать, математикой можно все измерить. Но я думаю, что это глубже. Кай, наше пение – это корни, земля Алтая говорит через нас, а мы являемся только посредниками. Энергия Алтая, красота рек, гор, все выражается в пении.

Когда ты пробуешь первые звуки издавать, вначале это боль. Горло перестраивается. Взять электрогитару – если просто провести медиатором по струнам, это чистый звук. А если использовать педаль овердрайв, тогда гитара начинает звучать с драйвом. Вот это примерно то же самое. Перегруз, перегруженный звук — для меня такое ощущение, если говорить на музыкальном сленге.

- Какие возникают чувства во время пения?

- У меня есть огромное чувство ответственности перед предками, перед собой, перед зрителями, которые меня слушают. Хочется направить энергию правильно, чтобы это были созидающие и исцеляющие звуки. Для меня это ощущение свободы и некоего перемещения, полета. Где бы я ни находился – во время пения переношусь на Алтай, к духам гор. Перед глазами картины этого края, эпосы алтайские, богатыри-защитники, лес, священный ручей Аржан-Суу. Горы, ветер... Что-то такое. И, конечно же, Белуха.

- А что для Европы горловое пение?

- Когда начинал Болот Байрышев, он и его голос были для европейской публики как из другого измерения. Открытие, что-то нереальное. Сейчас, конечно, зритель насытился. Предложение горлового пения есть у многих народов – есть тувинское, монгольское, бурятское, даже китайское исполнение. Мало кого чем можно удивить. Но, каждый стиль индивидуален. Алтайское горловое пение более глубокое, низкое. Наша визитная карточка – низкое горловое монотонное пение, исполнение эпосов. На современной сцене мы используем разные инструменты, цифровые эффекты. Привносим что-то, чтобы современному слушателю было интересно.

- А что вы хотели бы пожелать жителям Кипра?

- Пусть приходят на концерт, почувствуют ту атмосферу, которую мы постараемся создать, погрузить и перенести их вместе с собой на Алтай. Это будет хорошее связующее звено между Европой и Горным Алтаем…

 

«СредиземноМАЙский рок-фестиваль» начнется 21 мая 2016 г. в 16:00 на парковке Потамос Гермасойя (Лимассол).

У компании Московский Строительный Сервис юбилей - 25 лет в России и 5 лет на Кипре!
- 6 музыкальных коллективов!
- 20 кВт звука на сцене в огоньках в 48 квадратных метров!
- Байк-шоу!
- Лотерея, в которой можно выиграть iPad Pro!
- Горловое пение от Болота Байрышева и Belukha Jam!

средиземномайский фестиваль афиша