Мариос Кириязис — доктор медицины в четвертом поколении, геронтолог, номинант на Нобелевскую премию в области медицины, Человек года (2017), автор более тысячи статей и основатель Музея медицины Кириязиса.
— Мариос, вы известный во всем мире геронтолог. Удалось ли вам найти формулу долголетия?
— Это самый главный акцент моих изучений. Не существует никакой волшебной пилюли или формулы для продления жизни. Я верю в то, что человечество должно быть интегрировано в технологическую и информационно богатую среду. Те, кто пройдут процесс интеграции плавно, станут неотъемлемой частью этой среды и их жизненные ресурсы будут распределены по-новому. Иными словами, если вы работаете с информацией, которая нам сегодня доступна, учитесь пользоваться ресурсами, то ваш мозг всегда будет активен и он всегда будет взаимодействовать с людьми на том же уровне. Именно поэтому к вам притягиваются люди со схожими мыслями и идеями. Если вы интересуетесь биомедициной, рекомендую подробнее ознакомиться с моей работой https://www.indispensablesoma.info.
— В прошлом году вы были номинированы на Нобелевскую премию в области медицины именно за эту теорию?
— Верно. Главная идея моей теории — общество должно возвыситься, благодаря взаимодействию с технологиями и искусством. Мы проводили масштабные эксперименты среди известных художников и деятелей науки c уникальными интеллектуальными способностями и работоспособностью. Исследования показали, что в те моменты, когда человек взаимодействует с искусством и новыми технологиями, происходит стимуляция мозга, включается креативность, воображение, проявляется вдохновение, что позитивно влияет на работу мозга.
Человек всегда должен подстраиваться под окружающую среду. Сначала он был вынужден много двигаться, даже бегать, чтобы поймать добычу, согреться, а сегодня мне достаточно перейти дорогу до ближайшего магазина. Если мозг будет постоянно развиваться и познавать новое, то в какой-то момент тело перестанет стареть, ведь именно мозг контролирует все процессы в организме, а тело ему необходимо для дальнейшего развития. Но как только человек прекращает вести активную социальную жизнь и доживает на кресле перед телевизором, природа вскоре ликвидирует эту единицу и заменит ее новорожденным с совершенно чистым разумом.
— Сколько человек смогут изменить законы старения?
— В этом процессе должны участвовать, по крайней мере, 10% населения, то есть 700 000 000 жителей Земли. Один человек не способен на подобные открытия, так как это должно быть работой глобального разума.
— Как вы считаете, можно ли унаследовать долголетие?
— В каком-то роде, да. Хорошие гены дадут вам базу для дальнейшего развития, но вы все равно должны поддерживать мозг в постоянной активности. Никакое медицинское вмешательство не продлит вам жизнь.
— Поговорим о вашем музее. Почему вы решили основать постоянную выставку фамильной коллекции?
— Моей главной целью было показать жителям Кипра историю их медицины. И сегодня эта коллекция очень важна для современных студентов-медиков. Другая причина, которая подтолкнула меня к открытию музея — количество экспонатов стало стремительно расти, и я искал хорошее место для их хранения. Так я нашел этот особняк, отреставрировал его и сделал открытым для всех желающих.
— Коллекция полностью передалась вам по наследству?
— Большая часть, да. Здесь очень много вещей, которые принадлежали старшему поколению моей семьи. Например, эта пила для ампутации конечностей. Она была среди инструментов моего деда. Я благодарен больницам и знакомым врачам, которые также внесли свой вклад в расширение экспозиции. Она пополняется и по сей день.
— Мариос, чьи портреты висят у вас в кабинете?
— Моего прадеда, деда и мой. Я пошел по семейным стопам и стал доктором медицины. В XIX веке и начале XX не было разделения на специальности. Мои предки были и гинекологами, и дантистами, и терапевтами, и хирургами в одном лице. К ним на прием ходили все жители Ларнаки. Мне же стали интересны более глобальные процессы в человеческой жизни.
— Какой экспонат дорог вам больше всех?
— Несмотря на его маленький размер, опиумный сосуд — самый ценный для меня. Его возраст не удалось пока датировать, но он воплощает самые глобальные надежды человечества — бессмертие, плодородность, медицину и власть. Во многих мифах можно встретить и другое название опиума — амброзия, которая считалась пищей Богов и даровала бессмертие. Теперь вы понимаете, почему именно этот сосуд является сердцем моей коллекции — долголетие и есть работа всей моей жизни.
Мариос Кириязис известен еще и тем, что собирает кипрские народные высказывания, предания и поговорки о медицине. Была издана первая книга на греческом языке и вскоре свет увидит новый сборник. А среди постоянных гостей Музея медицины можно увидеть двух такс — Моджо и Биби, которые являются любимицами Мариоса.
Беседовала Александра ПОЛЯКОВА