В дни Великого поста во многих храмах принято совершать таинство соборования – особое чинопоследование, в ходе которого Церковь сугубо молится об исцелении ее верных чад и о прощении их грехов. В этом таинстве раскрывается тема болезни и исцеления, связи болезни с нашей духовной жизнью.
Впрочем, соборование вернее было бы называть таинством елеосвящения («елей» — заимствованное из греческого название оливкового масла). В грекоязычных православных церквах оно зовется «Ευχέλαιο», что примерно можно перевести как «молитвенное масло». Название «соборование», в свою очередь, происходит от слова «собор», что указывает на то, что таинство должно совершаться собранием («собором») из семи священников. На практике, однако, это требование возможно выполнить только на очень крупных приходах, поэтому таинство может совершаться и меньшим количеством священнослужителей.
Оливковое масло с самой древности использовалось для лечения людей, а именно – для обрабатывания ран. Стоит вспомнить евангельскую притчу о добром самарянине, который, желая помочь несчастному человеку, «впадшему в разбойники», «перевязал ему раны, возливая масло и вино». Масло для исцеления использовали и апостолы еще во время земной жизни Христа – в Евангелии так и говорится: «они многих больных мазали маслом и исцеляли».
Самое подробное указание на исцеление больных через молитву и помазание мы встречаем в послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (т.е. священников), и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». В этом небольшом отрывке есть очень важные указания: таинство совершается над больными, его совершают священники (их число не оговаривается), и состоит из молитвы и помазания «во имя Господне», то есть с обращением к Иисусу Христу. Кроме того, таинство елеосвящения (как и любое другое таинство Церкви) служит в прощение грехов человека.
Почему же для Церкви так важно оказывать людям помощь в их болезни? Каждый из личного опыта знает, что любая болезнь, даже самая незначительная, меняет наше внутреннее ощущение и внешнее поведение. Больной человек ощущает свою слабость и немощь, которые при тяжелых заболеваниях становятся и физическим опытом – человек оказывается прикован к постели. Болезнь как проявление тленной человеческой природы, измененной грехопадением, может заставить нас обратить свой внутренний взор к смерти или, по меньшей мере, осознать, что наше здоровье недолговечно. С другой стороны, болезнь может сделать человека более зрелым, ответственным, дать ему острее почувствовать свою связь с Богом. Недаром свт. Иоанн Златоуст говорил: «Кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот уже недалек от святости». Всякая болезнь таинственным образом связана с грехом уже в силу того, что грех и болезнь имеют один корень – грехопадение первых людей. Именно из-за отступления от Бога появляется в мире тленность, болезненность, страдания, которых не было у людей в раю. Кроме того, страдания человека мистическим образом связывают его со страждущим Христом. Видимо, по этой причине в Православной Церкви принято проводить соборования в дни Великого поста, во время подготовки к «Пасхе крестной» и «Пасхе воскресной» (то есть к событиям Страстей и Воскресения Господних).
У многих возникает резонный вопрос: должны ли здоровые люди прибегать к таинству елеосвящения? Судя по всему, скорее нет, так как установлено оно было с самого своего начала для больных и страждущих. Однако любой знакомый с церковной практикой человек точно знает, что соборования привлекают и людей, вполне здоровых физически, что обычно подкрепляется словами «Мы все больны духовно» или «В наше время здоровых людей нет». Подобные заявления волей неволей заставляют вспомнить строки английского писателя Джерома: «Как-то раз я зашел в библиотеку Британского музея, чтобы навести справку о средстве против пустячной болезни, которую я где-то подцепил, — кажется, сенной лихорадки. Я взял справочник и нашел там все, что мне было нужно, а потом от нечего делать начал перелистывать книгу, просматривая то, что там сказано о разных других болезнях. <…> Я добрался до холеры, прочел о ее признаках и установил, что у меня холера, что она мучает меня уже несколько месяцев, а я об этом и не подозревал. Мне стало любопытно: чем я еще болен? Я перешел к пляске святого Витта и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю <…> Прочитал об анемии — и убедился, что она у меня есть и что обострение должно наступить недели через две. Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал лишь в легкой форме <…> Воспаление легких оказалось у меня с серьезными осложнениями, а грудная жаба была, судя по всему, врожденной. Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка». Все-таки изначальное установление таинства предполагало именно исцеление тяжелобольных, а не просто абстрактно «болеющих» всем подряд.
Другое распространенное мнение гласит, что в таинстве соборования прощаются забытые грехи. Мнение это настолько популярно, что многие специально стараются «забыть» свои грехи, чтобы они простились им не через личное покаяние, а через помазание освященным маслом. Стоит ли говорить, что такие трюки вряд ли будут иметь результат, так как Господь видит помышления наших сердец и наше истинное (и неистинное) раскаяние. Однако вопрос остается: прощаются ли в соборовании грехи? Несомненно, оно служит во оставление грехов, как и любое другое Таинство (об этом говорит и Священное Писание). Однако представление о том, что те грехи, которые по забывчивости не были произнесены на исповеди, подспудно продолжают влиять на нашу жизнь, разлагая ее изнутри, представляется немного схоластичным. Покаяние — это разворот к Богу, изменение своей жизни, следовательно, если человек искренне обратился и оставил греховный образ жизни, то и его прегрешения были ему прощены.
Как приходской священник также отмечу, что, по неведомой мне причине, людей бывает трудно убедить в том, что грехи прощаются в таинстве Причастия (хотя в словах молитвы говорится, что оно служит «во оставление грехов», но есть почему-то твердое убеждение, что к Причастию нужно приходить «очищенным»), зато люди охотно верят, что забытые грехи оставляются в соборовании. В любом случае, принятие или непринятие такого мнения остается личным делом каждого, главное – не отказываться из-за этого от личного покаяния в таинстве исповеди.
Нельзя забывать и о том, что таинства церкви – это не магический обряд. Они совершаются силой Божией по молитве всей общины верующих. Из этого следует, что человеку для участия в таинствах необходимо быть сознательным членом Церкви, мистического Тела Христова. А быть членом Церкви значит не просто быть крещеным (это первое условие), это значит осознанно принимать Христа как своего Спасителя, жить по Его Слову (записанному в Священном Писании) и соединяться с Ним и с другими членами общины в Причащении Его Телу и Крови.
Соборования в храме Христа Человеколюбца будут совершаться 14 и 21 апреля в 18:30. Информация по телефону 99 47 23 12.
Cвященник Георгий Видякин,
настоятель русскоязычного прихода свт. Николая в Лимассоле
Наш приход во всей своей многообразной деятельности существует исключительно благодаря вашей молитвенной и материальной помощи. Помолиться за нас можно в любом месте в любое время, а вот оказать финансовую помощь можно только по следующим реквизитам:
PAREKKLISIO FILANTROPOU CHRISTOU ROSSIKI
account № 0333-01-054667-00
IBAN: CY31-0020-0333-0000-0001-0546-6700
BANK OF CYPRUS
SWIFT: BCYPCY2N