Детская логика – это такая дивная вещь, точь-в-точь, как мед у Винни-Пуха: вот тут она еще есть, а вот здесь ее уже нет. И ничего с этим поделать нельзя, разве что смириться. Наверняка многие из нас на собственной шкуре прочувствовали, что все логические построения, разъяснения, рассуждения для ребенка, в лучшем случае, — пустой звук, чаще – шумовое загрязнение окружающей среды. Можно долго, упорно и красноречиво что-то доказывать, рассказывать, убеждать, а в конце получить диалог:
— Понятно?
— Да
— Согласен?
— Но я хочу!
Долго еще одно «хочу» будет перевешивать все логические аргументы. Дело тут не только и не столько в разбалованности ребенка (я не имею в виду совсем уж запущенные случаи), сколько в неразвитости причинно-следственных связей и все в том же преобладании процессов возбуждения над процессами торможения.
Почти все дети много раз слышали (и на себе прочувствовали), что с высоты падать больно, но до них очень долго не доходит, какое отношение это теоретическое знание имеет к тому, что они хотят прямо сейчас спикировать с вот этой самой горки. А что уж говорить про знания и желания, не подкрепленные инстинктом самосохранения?
У вполне серьезных исследователей бытует даже мнение, что до определенного возраста ребенок не только не может понять, что у каждого его действия есть последствия (и какие именно), но и то, что у всего есть причина. Мол, осознание этого приходит примерно тогда, когда ребенок сменяет бесконечные «это что?» на бесконечные сводящие с ума «почему?». Мол, по большому счету ребенку совершенно неважно почему Луна все-таки не падает на Землю, он просто получает удовольствие от того, что она почему-то не падает и что это тоже можно объяснить.
В той же статье приводилось мнение, что бесконечные «почемучки» способствуют не столько накоплению знаний о мире, сколько развитию логики, и что ответов в стиле «по волшебству», «потому что я так сказал» и «так захотели» часто бывает достаточно, чтобы удовлетворить любопытство. Сколько в этом здравого смысла, а сколько задерганности усталого родителя и попыток оправдать сдавшие на бесконечных «почему?» нервы, каждый решает для себя сам. Лично я пытаюсь, по возможности, честно и понятно рассказывать ребенку, почему все-таки вымерли динозавры и (самый трагичный эпизод из личного опыта) «если волк съест сам себя, будет ли он внутри или снаружи».
Наталья Иванова
Читайте другие статьи Натальи Ивановой в рубрике «Математика для самых маленьких»