В течение трех дней, с 10-12 октября, по приглашению благотворительного фонда «Ориентир» в Лимассоле с лекциями выступил известный православный миссионер и публицист протодиакон Андрей Кураев. Его выступления были посвящены довольно широкой теме «Православие и культура», что позволила лектору и его слушателям затронуть большое количество волнующих их вопросов. Не смогла и наша редакция пройти мимо такого знаменитого гостя и не воспользоваться шансом пообщаться с протодиаконом.
— О. Андрей, поделитесь, как Вам наш остров? У Вас, несомненно, уставший, но вполне довольный вид.
— Я здесь не в отпуске, поэтому каких-то конкретных впечатлений назвать не могу. Программа довольно напряженная: каждый день 4-х часовые лекции, службы, встречи. Но учитывая, что уезжал я из московского снегопада, то тут мне, безусловно, хорошо.
Вообще, мне было очень интересно съездить на северную часть Кипра, и сравнить ее со своими воспоминаниями 12-ти летней давности, когда я приезжал сюда первый раз в 2003 году.
— Вы довольны той аудиторией, которая была на ваших лекциях? Возникло ли между вами взаимодействие и взаимопонимание?
— Зал на моих лекциях был полный, что уже само по себе приятно. И никто не хлопал дверью с проклятьями и словами «Куда же я попал!». При этом, как отмечают священники, было довольно много людей не из церкви. Но, в общем, я считаю, что у нас получилось построить диалог и даже, отчасти, вести дискуссию. Мне было интересно и, надеюсь, что залу тоже.
— Может быть, вы ожидали каких-то вопросов, которых вам так и не задали?
— Да, мне очень жаль, что на моих лекциях не было украинцев, а значит, и не было вопросов о такой горячей и болезненной для них теме, как Донецко-Крымский конфликт. Не потому что мне хочется об этом поговорить и поспорить. Мне просто хотелось бы видеть вместе украинцев и русских. Просто я наслышан о том, что русскоязычные общины зарубежья столкнулись с расколом в своих приходах на этой почве и потеряли украинских прихожан. Я не знаю, чья здесь вина. Но когда люди не умеют разделять вечное и временное — это печально. Для церкви подобные ситуации не есть что-то новое. В истории и Киевской, и Владимиро-Суздальской и Московской Руси было невероятное количество похожих «княжеских драк». Но церковь все же оставалась единой. И никто не зарекался и не называл своих недавних братьев вечными и исконными врагами.
— На ваш взгляд, по сравнению с Россией на Кипре православие больше встроено в государственную систему? Все-таки, первый президент Кипра был Архиепископ Макариос III и это не могло не наложить свой отпечаток.
— Безусловно, на Кипре церковь гораздо глубже включена в государственную и общественную жизнь. Но вот хорошо это или нет — я не знаю. Потому что подобная ситуация обычно оборачивается молчанием церкви по очень значимым вопросам. Когда церковь слишком согласована с элитой, которая, в свою очередь, встроена в западный мир, то, являясь частью этих двух сообществ, иерархия остается практически лишенной свободы слова. Например, проходят на Кипре гей-парады – церковь не возражает. В школе появляются уроки секс просвещения – церковь молчит. Да, в конце концов, напротив местного кафедрального собора стоит магазин магии, и это никого особо не смущает. Конечно, есть и другие крайности, когда церковные активисты только и ищут на что бы им еще обидеться и чем бы еще оскорбить свои нежные чувства. Я сейчас говорю о реально существующем тренде в России. Это тоже нехорошо. Но и быть послушной государству «функцией», в которой значение игрека всегда зависит от мнения икс – не задача церкви.
— На Кипре русскую православную церковь представляет настоятель о. Георгий Видякин. Он совсем недавно прибыл к нам на остров, но уже очень много сделал для развития прихода. Чтобы вы могли сказать о нем.
— Отец Георгий, полагаю, много выиграл от того, что оказался здесь. Во-первых, потому что для человека его возраста очень важно получить опыт самостоятельности и ответственности за то, как меняются судьбы людей под воздействием твоих слов и советов. Эта ответственность становится особенно очевидной, когда священник служит в такой прозрачной общине как кипрская. Здесь все на виду. Во-вторых, я считаю, что ему, а значит, и его настоящим и будущим прихожанам повезло находиться вдали от той мощной телевизионной пропаганды, которой в настоящее время «промывают» головы всей России. Поэтому, на мой взгляд, для людей, умеющих думать самостоятельно, со вкусом к книжности, к истории и к самообразованию сейчас самое время побыть в такой «глуши» как Кипр. Так что, мне кажется, что у Бога на о. Георгия большие планы.
— Как вы думаете, почему не смотря на то, что русскоговорящих на Кипре довольно много, приход не может похвастаться большим количеством людей?
— Ну, во-первых, я не уверен, что в Москве будут другие проценты. Если взять какой-то столичный микрорайон, то соотношение, проживающих в нем и приходящих в церковь, будет практически аналогичным. Так что не вижу здесь ничего особенного. Во-вторых, есть особый менталитет наших эмигрантов. Многие стараются полностью искоренить в себе воспоминания о России и перестают как-либо идентифицировать себя с ее культурой. И наконец, в-третьих, русские священники на Кипре появились совсем недавно. Конечно, до этого был протоиерей Савва Михаилидис. И хоть он и знал русский язык, но все же общения и как такового понимания с приходом было мало. Так что история собственно «русского» прихода на Кипре совсем маленькая.
— А что бы вы могли посоветовать тем людям, которые все же не хотят терять свою идентичность и воспитывать своих детей так, чтобы они знали свои истоки?
— Мой совет будет достаточно банален. Детям, для того чтобы сохранить свою национальную идентичность, необходим русский круг общения. Одна семья не сможет справиться с этой задачей. Объединяйтесь для совместных проектов, проводите каникулярные детские и подростковые православные скаутские лагеря, устраивайте совместные поездки по святым местам Израиля, Синая, Греции, Сербии. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок пал жертвой чужих «клубов» — создайте ему свой. Меня, кстати, порадовало большое количество детей в вашем приходе. Это очень здорово! И я прошу прихожан видеть в этом улыбку Божию, а не шумовую помеху их акафистам.
— Когда люди переезжают на Кипр, то практически сразу замечают Кипрскую православную церковь, а не Русскую. И возникает вопрос, а есть ли какие-то различия между ними? И если есть, то какие?
— Нет, различий между нами нет. Ну разве лишь то, что у киприотов право совершать службу, возглавляя молитву прихожан, и право давать духовные советы — не одно и тоже. Поэтому не каждый священник имеет возможность исповедовать. Обычно это пожилой человек, один на весь город или на всю епархию. У нас же в России слишком далекие расстояния. Соответственно, каждый священник должен иметь возможность исповедовать. Других различий я назвать не могу. Поэтому, если вы, переезжая из России, решите на Кипре начать ходить в местную церковь – в этом не будет ничего предосудительного.
— А на что должен опираться человек при выборе церкви на новом месте?
— Он должен прислушиваться к своим ощущениям. Не могу сказать точно на счет прихода, но духовника он должен выбирать по принципу первой влюбленности. Так, как выбирают жену или мужа. Сначала должна проскочить какая-то искорка – «Это мое!». А потом уже нужно за эту искорку бороться. Ходите в разные храмы, приглядывайтесь. Только должен заранее вас огорчить. Найти духовника – это чудо, которое редко кому дается. Впрочем, как и счастливый брак, который редкость в наше время. Но, помните, что даже если вам не удалось найти своего духовника, то это не повод, чтобы вообще забыть про молитву, исповедь и храм.
— О. Андрей, как Вы считаете, что нужно человеку в сегодняшней бурной, местами жесткой и жестокой жизни. Как уберечься и сохранить внутренний мир и внутреннюю гармонию?
— Я бы посоветовал местным жителям не верить кипрской природе. Она, конечно, склоняет жить в постоянном режиме сиесты и постепенно превращаться в беззаботный овощ. Если бы вы знали, как я сам мечтаю о подобном дауншифтинге… Но боюсь, что это все же ложная цель. Потому что и я, и большинство наших соотечественников — владимирские тяжеловозы. Это та порода лошадей, которая, будучи освобожденной от работы просто умирает. Поэтому, я вас призываю мобилизовать свои северные ресурсы и начать самим себе создавать проблемы и героически их решать. Ну и, конечно же, помогайте людям. Всегда рядом с собой можно заметить многодетную семью, одиноких стариков и других людей, чью беду вы знаете не понаслышке.
Беседовала
Елена БАРСУКОВА