Древний Кипр славился не только своими царями, но и как минимум одной царицей, пусть и мифической. Речь идет о Демонассе, которая вошла в историю как жертва собственного стремления к законности и справедливости.
Демонассу, чье имя дословно переводится как «народная царица» или «царица народов», упоминает известный античный ритор Дион Хризостом (40-120 гг. н.э.) во второй части своего «Слова о судьбе». Там сказано, что это была женщина с выдающимися законодательными и политическими дарованиями. Она ввела на Кипре, среди прочих, три закона, которые затем стали для нее самой мучением. Первый закон предписывал каждую женщину, изменившую своему мужу, коротко стричь и отправлять заниматься проституцией на всю оставшуюся жизнь. Второй закон велел осквернять тела самоубийц, выбрасывая их за город и оставляя без погребения. Наконец, третий закон запрещал под страхом смертной казни закалывать быков, которых использовали для вспахивания земель.
Так случилось, что старшая дочь Демонассы изменила мужу и была вынуждена, согласно закону, установленному ее матерью, торговать своим телом до конца жизни. Средний сын царицы покончил с собой, а его труп, согласно закону, был выброшен за пределы города. Младший сын Демонассы зарезал быка, пахавшего землю, и был казнен за это.
После этих событий царица впала в отчаяние от того, что ее законы сделали с ее же собственными детьми. Однажды она увидела корову, которая склонилась над мертвым теленком и мычала от горя. От этой сцены Демонассе стало так горько, что она покончила с собой, прыгнув в котел с расплавленной бронзой. Жители Кипра, чтобы почтить память царицы, установили ее статую, на постаменте которой написали: «Я была мудрой, но несчастливой».
История Демонассы вдохновила кипрского писателя Кипроса Хрисанфиса на создание одноименной пьесы. Стоит отметить, что все эти события не находят подтверждения в исторических источниках. Скорее всего, это просто риторический пример того, как самые благие намерения могут обернуться личным несчастьем.