На протяжении многих веков Кипр снабжал цивилизации Ближнего Востока красителями. Древние мастера изготавливали краски из малахита, азурита, гематита, яшмы, которые добывали на острове. Древнюю практику сегодня возрождают.
О художнице Марине Олимпиос рассказывает издание Cyprus Mail.
Художница и геолог Марина увлечена уникальным составом кипрских рудников. Это целый калейдоскоп минералов, которые в древности добывали и экспортировали в близлежащие государства.
«В наши дни художники используют “пластиковые” краски – синтетические, искусственные оттенки, изготовленные из смол и растворителей. Но истинные цвета, те, которые использовались в древние времена, дают нам прямую связь с прошлым», – говорит художница.
Она рассказывает о том, что Кипр долгое время считался источником ценных и уникальных красителей, которые изготавливали из местных минералов. «Есть письма фараонов к первым правителям острова. В них говорится, что кипрские медь и охра использовались в египетских фресках. Первый король Лузиньянов был похоронен в гробнице из зеленой яшмы – минерала, который на Кипре подвергается процессу кристаллизации, не встречающемуся больше нигде в мире. Сам Леонардо да Винчи использовал терра-верде (другое название минерала селадонита – прим. ВК) из Никосии в своих картинах», – рассказывает исследовательница.
По словам Марины, эти минералы дают нам более четкое представление об истории острова. «Большая часть нашей самой ранней керамики окрашена одним и тем же минералом. В зависимости от того, как вы с ней обращаетесь, охра может дать вам желтый, оранжевый и черный цвета, которыми украшены древние амфоры в наших музеях», – говорит Марина. Это та же самая охра, которую сегодня добывают на Кипре и отправляют по всему миру для изготовления пигментов. Ее часто добавляют в фарфор или керамическую посуду, используют при реставрации старых картин.
То же самое и с терра-верде. Краску из селадонита, добытого на Кипре, находили на керамике из Помпей, фресках в Риме и на многих средневековых картинах. «Его до сих пор добывают на равнинах Никосии, даже сегодня его ценят художники, ремесленники и реставраторы», – комментирует художница.
Сама Марина использует эти природные пигменты в своих многочисленных работах, черпая вдохновение от кипрской земли.
В древние времена охру добывали в Скуриотиссе, Трулли, Литродонтасе. «Сегодня я нахожу необходимую мне охру в районе Мицеро, как в ее желтой расцветке, так и в красных, коричневых и даже черных оттенках. Я еду в селение Камбья за терра-верде. В Мицеро за кобальтовым синим. В Скуриотиссу, которая до сих пор может похвастаться одним из крупнейших медных рудников в мире, за более светлыми голубыми и зелеными тонами. В Полис – за агатом, который я использую для стабилизации цвета», – делится художница.
Конечно, этот процесс сильно отличается от покупки тюбика краски в магазине и нанесения ее на палитру. Сначала вы должны собрать минералы, проехав повсюду, чтобы найти именно те цвета и текстуры, которые вам нужны. Затем вам нужно растереть каждый камень в порошок, стабилизировать маслом и подождать, пока все высохнет и приобретет пригодный для использования оттенок.
Этот процесс, говорит Марина, может быть утомительным и очень длительным. «Но это дает и художнику, и зрителю прямую связь с нашей землей. Используя натуральные пигменты Кипра, я создаю живой миф – историю прошлого, настоящего и будущего, написанную в цветах моей страны. Пигменты, которые я использую сегодня, те же, что использовались для росписи священного камня в храме Афродиты бронзового века в Палепафосе и фресок в первых поселениях на Кипре», – говорит она.
Вот некоторые из работ Марины (источник cyprus.mail.com)
Возрождение древних искусств – одна из сильных сторон Кипра. Недавно мы рассказывали о цианотипии, увлечение которой захватывает остров. И о мастерстве фиткиотико, которым занимаются в Фити.