Археологические раскопки иногда становятся не просто научным мероприятием, а настоящим конфликтом с политической подоплекой. Именно так произошло при раскопках древнего города Энгоми в середине ХХ века.
Кипрский ученый Йоргос Папасаввас изучил, как научное изучение города позднего бронзового века близ Саламина стали частью противостояния археолога Порфириоса Дикеоса и Клода Шефера.
Роль Аласии
Древний город Аласия был заброшен около 1100 года до н. э., когда его жители переместились в Саламин, расположенный в 2-3 км к западу. В новое время на его месте возникло селение Энгоми, по название которого стали именовать и развалины древнего города-царства.
Аласия была важным городом в истории Средиземноморья позднего бронзового века, то есть примерно с середины XVII века до н.э. до конца XII века до н.э. «В то время царь Аласии имел контакты с фараоном Египта и обращался к нему “мой брат”, что было важной дипломатической привилегией», – рассказал Папасаввас в интервью изданию Cyprus Mail.
Кипру удалось войти в дипломатические, экономические и политические союзы, которые были созданы великими державами того времени – Египтом, Ассирией, Вавилоном, Микенами. Главной причиной выгодного положения Кипра были богатые местные месторождения меди ― металла, который имел большое значение для экономик в древнем мире.
Крупные раскопки, начавшиеся на территории Энгоми в 1930-х годах, поставили некоторые из самых обсуждаемых вопросов того времени и наших дней. Когда греки впервые прибыли на Кипр? Как Кипр стал эллинизированным? Раскопки в Энгоми предоставили много материала для этой дискуссии.

Археология и политика
«Во время британского правления, в угоду своей имперской политике, англичане пытались убедить тогдашних киприотов в том, что они не имеют отношения к Греции, – говорит Папасаввас. – Не стоит забывать, что раскопки в Энгоми проводились в разгар политических потрясений. Большая часть населения требовала союза с Грецией. Британцы взяли на вооружение некоторые научные интерпретации и теории, чтобы заявить, что характер кипрской культуры сильно отличается от греческой и весьма своеобразен».
Вопрос о том, когда древние греки впервые прибыли на Кипр, внезапно стало очень важным не только по научным, но и по политическим причинам.
Для начала Йоргос Папасаввас предлагает ответить на вопрос, что значит «прибыли». «В качестве кого они прибыли на Кипр? В качестве торговцев, колонизаторов, простых посетителей? Принесли ли они с собой идеи, знания, язык, свои привычки, свою религию, свое искусство?» – задается вопросом он.
Микенцы
Из-за огромного количества микенской керамики на Кипре исследователи уже в конце XIX века начали считать, что микенцы поселились здесь. Керамика была свидетельством их фактического присутствия. Подробнее о керамике можно прочитать в статье искусствоведа.
Кипр в то время получал значительное количество товаров и материалов из близлежащих регионов. Эти предметы путешествовали не сами по себе – их привозили люди. «На Кипре много микенского материала очень хорошего качества – например, горшков, которые мы находим в богатых кипрских гробницах. В некоторых случаях на Кипре их сохранилось больше, чем в материковой Греции, откуда они были привезены», – поясняет ученый.
Французский археолог Клод Шеффер и другие датировали прибытие микенцев XIV веком до н.э. На тот момент Шеффер был известен своими раскопками в Угарите на территории современной Сирии, которые он вел с 1929 по 1969 год. Древний Угарит находился на побережье прямо напротив Кипра, доплыть из Аласии в Угарит не составляло бы труда. Шеффер нашел там много предметов, связанных с древним Кипром. Это и привлекло его на остров.
У ученого сложилась теория: в XIV веке до н.э. на Кипр прибыла волна микенских переселенцев, которые, обосновавшись на острове, двинулись дальше и основали Угарит. Иными словами, он полагал, что Угарит был колонией, основанной переселенцами с Кипра.
Начав раскопки в районе Энгоми, Шеффер обратился в Департамент древностей, чтобы те прислали кого-то ему в помощь. Настолько обширна была территория, где предстояло копать. Ведомство направило на раскопки ученого Порфириоса Дикеоса.
Новая теория
Но в итоге кипрский исследователь предложил совершенно иную хронологию и интерпретацию того, что они обнаружили в Энгоми. Его версия противоречила интерпретации Шеффера, поэтому тот попытался отделаться от кипрского исследователя.
Дикеос предположил, что микенцы обосновались на Кипре не в XIV веке до н.э., а в XII. На это столетие пришлось множество потрясений и волнений в Восточном Средиземноморье; например, Микены и многие микенские города были разрушены, а их жители, по-видимому, массами стали прибывать на Кипр. В какой-то момент, самое позднее, в ΧΙ веке до н.э., киприоты начали говорить по–гречески.
«Есть такие люди, которым всегда везет. Дикеос был не только превосходным ученым, он был очень везучим человеком. В первые же дни работы он нашел бронзовую статую Рогатого бога – одну из самых впечатляющих находок, когда-либо сделанных в Восточном Средиземноморье. Шеффер начал, мягко говоря, завидовать», – рассказывает Папасаввас.
В конце концов Шеффер сделал свою собственную «великую находку» – статую бронзового бога с копьем. Однако между учеными сложилась очень напряженные отношения. Шеффер обвинял Дикеоса в предвзятости и в том, что его симпатии к Греции мешают ему мыслить объективно.
«Лично мне больше симпатичен Порфириос Дикеос не только в том смысле, что он был прав в своей интерпретации. Но и потому, что он был выдающимся археологом и справедливым человеком. Шеффер же использовал все средства, чтобы помешать Дикеосу продолжать раскопки в Энгоми и сохранить это место за собой, заявляя о своем абсолютном научном авторитете. Но в конце концов именно идеи и интерпретация Дикеоса возобладали в археологической науке», – говорит Йоргос Папасаввас.
Порфиреос Дикеос, который и сегодня считается одним из самых выдающихся кипрских ученых, был одним из пионеров во внедрении современных методов раскопок и интерпретации археологических находок. Он настаивал на важности всех обнаруженных предметов, даже самых маленьких черепков от разбитых ваз, для реконструкции жизни древних людей.
Сейчас это особенно важно для Кипра, так как селение Энгоми расположено на оккупированных территориях. «Мы можем открыть публикации Дикеоса и найти всю нужную нам информацию, настолько они подробны», – говорит Йоргос Папасаввас.