Кипр проделал колоссальный путь в сторону улучшения отношения к людям с интеллектуальными нарушениями. Но остров все еще не стал местом, удобным для их проживания.
«Люди по-прежнему заперты в своих домах, им сложно выходить на улицу. Проблема все еще существует», – объясняет Иаковос Валанидис, председатель Ассоциации родителей и друзей детей с особыми потребностями. Он говорит, что во многих частях страны отношение к людям с особенностями умственного развития все еще настороженное.
«Нам еще предстоит пройти долгий-долгий путь», – признает Валанидис.
Тема требует чрезвычайно деликатного обращения, которое начинается уже с вопроса терминов. Разные люди по-разному относятся к формулировкам: некоторые считают выражение «люди с особыми потребностями» оскорбительным, предпочитая вместо них слово «инвалидность». Другие не испытывают никакого смущения ни по поводу одного, ни по поводу другого.
Примером стал недавний спор между организацией Radiomarathon, крупнейшей НКО Кипра, давно занимающейся решением проблем людей с ментальными особенностями, и Кипрской конфедерацией организаций инвалидов (КИСОА). Последняя считает выражение «люди с особыми потребностями», используемое некоммерческой организацией, неприемлемым. Председатель КИСОА заявил, что оно создает образ людей, которые всегда в чем-то нуждаются: в деньгах, поддержке, уходе. Тогда как на самом деле многие из них способны быть автономными.
Но даже сам факт такого спора о словоупотреблении можно назвать большим прогрессом для острова. Еще 40 лет назад этих людей запирали дома, потому что их семьям было стыдно. «Тогда все было очень сложно. Многие родители, тем более в сельской местности, прятали особых детей. Сорок лет назад рождение ребенка с особыми потребностями считалось чем-то постыдным», – рассказывает соцработник Эвантия Папасавва, которая входит в управляющий совет НКО Radiomarathon.
Стигматизация в то время была на очень высоком уровне. Бывало, что мужчины отказывались брать в жены девушку, у которой был брат с умственными особенностями. Папасавва говорит, что нынешний уровень принятия особых детей был достигнут в результате «долгой и тяжелой битвы». Хотя и сегодня ситуация не идеальна. Она вспоминает, как НКО боролась с общественными табу и стигматизацией.
Одна из их регулярных активностей – водить особых детей на прогулку или в кафе. «Были времена, когда люди за соседними столиками вставали и уходили, если мы с детьми садились рядом», – говорит Папасавва. Сейчас, по словам эксперта, сделано очень многое, особые дети ходят в школу, у взрослых есть работа. «Им просто нужны возможности», – считает она.
Иаковос Валанидис вспоминает времена, когда он создавал ассоциацию – в 1990-х годах «все было трагично». «Не было никаких программ поддержки, в Лимассоле было всего два учреждения», – говорит он. Валанидису удалось открыть дневной центр, где родители могли бы оставить своих детей на несколько часов. Идея состояла в том, чтобы предложить семьям с особыми детьми альтернативу между тем, чтобы посвящать все свое время особому ребенку, и тем, чтобы сдать его в интернат.
Сегодня многое достигнуто в развитии инфраструктуры. Есть центры и места, где семьи могут собираться вместе.
Некоторые из наиболее актуальных проблем, которые все еще необходимо решить, это увеличение государственной поддержки для покрытия трат на лечение за рубежом. На это есть законодательные ограничения, поэтому очень часто расходы берут на себя НКО.
Валанидис подчеркивает, что одной из самых больших проблем, отягощающих родителей и опекунов, остается беспокойство о том, что случится с их детьми, когда они умрут. Если никакой другой родственник не возьмет на себя ответственность за особого ребенка, тот окажется в государственном учреждении по уходу за людьми с инвалидностью.
Председатель организации КИСОА Христакис Николаидис отмечает, что сам термин «учреждение» уже вызывает тревогу родителей. Он должен быть оставлен в прошлом, «где ему и место». «Люди с ограниченными возможностями не нуждаются ни в чьей жалости. Они хотят таких же прав, как и все остальные», – говорит он.
Эвантия Папасавва объясняет, что существует много проблем и трудностей, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями. И предубеждение со стороны окружающих не должно быть одной из них. «Мы все должны любить и принимать особых детей. Ты не знаешь, какая судьба тебя ждет. Однажды и у тебя может родиться ребенок с особыми потребностями. И отказ – это худшее, с чем он может столкнуться», – сказала эксперт.
Текст подготовлен по материалам Cyprus Mail.
Другие новости
Недавно мы рассказывали, как из-за нелегально работающего шумного бара на первом этаже многоквартирного дома страдали все жители. Особенно тяжело пришлось 10-летнему мальчику с диагнозом аутизм. Отец добился от мэрии закрытия кафе. Подробности по ссылке.