Кипр демонстрирует снижение масштабов торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации. Эксперты предупреждают, что отчеты скрывают за собой довольно неприглядную реальность.
Согласно отчету Министерства внутренних дел, в период с 2019 по 2022 годы на Кипре 98 человек стали жертвами торговли людьми: начиная от сексуальной и трудовой эксплуатации и заканчивая принудительными браками. Из них 33 человека были жертвами сексуальной эксплуатации.
Отчеты не отражают реальности
«С 2010 года, когда произошло массовое закрытие кабаре, дела обстоят не так плохо. Сильно помогла пандемия. Люди просто не искали секса так часто, как обычно», – говорит Андрулла Христофиду-Энрикес, основательница НКО Cyprus Stop Trafficking. Она потратила десятилетия на борьбу с сексуальной эксплуатацией на Кипре. Активист часто позволяла жертвам оставаться у себя дома, если им требовалось прийти в себя в безопасности, прежде чем обратиться в суд.
Но она же добавляет: официальные цифры сильно занижены. «Если говорить честно, то нынешний состав управления по борьбе с торговлей людьми мало что делает. Они ожидают, что мы сами будем указывать им, что и где расследовать, и не хотят ничего делать сами», – заявила Андрулла Христофиду-Энрикес.
С ней согласна депутат парламента от партии ДИСИ Рита Суперман, которая в прошлом сама руководила управлением по борьбе с торговлей людьми. По ее словам, официальное число случаев сильно занижено, реальная цифра в разы выше.
Профессор Нася Хаджигеоргиу, доцент кафедры правосудия переходного периода и прав человека в университете UCLan, тщательно исследовала феномен торговли людьми по обе стороны Зеленой линии. У нее тоже есть основания считать, что цифры из отчетов не отражают реальную ситуацию. Но не только из-за халатности полиции.
Причины
Во-первых, не так много людей вообще обращаются в полицию. Во-вторых, если жертвы и обращаются в полицию и та начинает расследование, у дела должны отсутствовать юрисдикционные трудности. Проще говоря, полиция не может расследовать инциденты на оккупированных территориях.
В-третьих, многие судебные преследования останавливаются из-за отсутствия свидетелей. Число судебных преследований за сексуальную эксплуатацию за четыре года составило 13 случаев.
Впрочем, исследовательница не отрицает фактор халатности сотрудников полиции. «Представители некоммерческих организаций в Республике Кипр ссылались на опросы пострадавших, длившиеся менее 10 минут. Или на случаи, когда собеседование проводилось без переводчика», – писала Хаджигеоргиу в 2022 году.
Особую проблему представляют проявления расизма со стороны полицейских. «Возможно, самым экстремальным примером этого был ответ одного сотрудника. Услышав, что предполагаемая жертва из Камеруна, он еще до начала интервью решил, что она лжет и что ее не могли ввезти на Кипр для эксплуатации», – отмечает та же исследовательница.
Какие женщины становятся жертвами
Хаджигеоргиу описывает два профиля женщин, которые становятся жертвами эксплуатации. Первые сталкивались с эксплуатацией на территориях, контролируемых правительством Республики Кипр. Вторые подвергались эксплуатации в «ТРСК», а затем пересекали Зеленую линию и подавали заявку на статус беженца в Республике Кипр. Поскольку полицейское сотрудничество между правоохранительными органами двух общин Кипра находится в зачаточном состоянии, эффективное и всеобъемлющее противодействие торговли людьми невозможно.
Ежедневно НКО получают примерно 350 звонков от просителей убежища. Но могут обработать только треть из них, остальные приходится игнорировать. Это сильно отличается от ситуации еще три года назад, когда организации гражданского общества сами активно искали и идентифицировали предполагаемых жертв торговли людьми, которые не могли связаться с ними или властями. Женщины, идентифицированные как жертвы, получают жилье, питание и доступ к врачу.
Согласно отчету Госдепартамента США за 2023 год, Кипр отнесен к странам первого уровня. Это означает, что он полностью соответствует требуемым стандартам. Тем не менее, авторы отчета предупреждали, что службы социальной защиты «по-прежнему своевременно не реагируют на обращения некоторых потенциальных жертв и не направляют всех потенциальных жертв в полицию для прохождения официальных процедур идентификации».
Жертвы, выявленные на Кипре в 2022 году, были выходцами из Камеруна, Восточной Европы, Египта, Индии, Непала и Нигерии. «Сексуальная эксплуатация происходит в частных квартирах и отелях, на улице, в барах, пабах, кофейнях, массажных салонах и кабаре, известных доступностью коммерческого секса», – говорится в отчете.
Женщин завлекают в эту подпольную индустрию обещаниями выгодно выйти замуж, устроиться работать официантками или хостесс. Несопровождаемые несовершеннолетние также особенно уязвимы для сексуальной торговли и принудительного труда.
Прецедент
Усилия по борьбе с индустрией сексуальной эксплуатации на Кипре активизировались в 2010 году. До этого в стране действовали печально известные «визы для артисток», которые фактически были инструментами принудительной проституции. Женщины приезжали по этим визам из стран, не входящих в ЕС. У них отбирали паспорта и принуждали заниматься проституцией.
Решение Европейского суда по правам человека 2010 года по делу Оксаны Ранцевой оказалось важной вехой, положившим начало борьбе с кабаре. Оксана Ранцева была 20-летней российской студенткой. Девушка приехала на Кипр по «визе артистки» и с контрактом на работу переводчицей танцевальной группы. Однако в Лимассоле выяснилось, что она стала сотрудницей кабаре, обязанной танцевать стриптиз и оказывать клиентам интимные услуги.
Девушка просила отправить ее обратно в Россию. Работодатель в итоге отвез ее в полицейский участок. Он потребовал депортировать Оксану, так как та якобы отказывалась выполнять условия заключенного с ней контракта. Два сотрудника полиции сказали, чтобы Оксана и владелец кабаре приехали на следующее утро, когда на месте будет сотрудник Миграционного департамента. Девушку отвезли в частную квартиру, где, вероятно, избили. При попытке сбежать оттуда она упала с пятого этажа и погибла.
Отец Оксаны подал иск в ЕСПЧ, который в 2010 году обязал кипрские власти выплатить мужчине моральную компенсацию в размере 40 000 евро. Кипрские власти открыли расследование дела, но в 2017 году владелец заведения и двое полицейских были оправданы за отсутствием доказательств.
Текст подготовлен по материалам Cyprus Mail
Читайте также
Смерть 45-летней бездомной россиянки в Лимассоле заставила общественность обратить внимание на проблему. Суровая реальность состоит в том, что сотни людей регулярно ночуют на улицах. Подробнее по ссылке.