Старейший мастер Кипра, 95-летний сапожник Андреас Тримбушис, закрывает свою мастерскую и выходит на пенсию. Это событие знаменует конец эпохи традиционных ремесленных заведений.
Мастерская на улице Патриарху Григориу в историческом центре Никосии открылась в 1953 году. За 70 лет работы она стала напоминать пещеру, заваленную вещами, инструментами и материалами для работы. «Груды обуви, которые вы видите в мастерской, по большей части невостребованы. Они хранились у меня десятилетиями, потому что я хотел дать владельцам шанс забрать их», – говорит сапожник.
Андреас Тримбушис известен старожилам Никосии своим мастерством, манерами и юмором. После более чем 70 лет работы мужчина уже не в силах продолжать свое занятие, которому он посвятил всю жизнь. Он стал плохо видеть и планирует выйти на пенсию.
Как все начиналось
Андреас приехал в Никосию из своей родной деревни Эргатес в возрасте 13 лет, чтобы научиться ремеслу сапожника и начать работать. Отец хотел, чтобы мальчик стал фермером и взял на себя заботу о семейном хозяйстве. Но у Андреаса не получалось обращаться с сельскохозяйственными орудиями. Было ясно, что ему нужно искать другое занятие.
По счастливой случайности, молодой односельчанин, работавший у дяди в Никосии, услышал, что Андреас ищет работу. Он предложил научить его чинить обувь, и они отправились в столицу на велосипеде друга.
Будучи молодым подмастерьем, он поселился в доме своего хозяина в районе Агиос Лукас недалеко от мечети Селимие (сегодня на оккупированной части Никосии). У Андреаса сохранилось множество счастливых воспоминаний об этом районе. Каждый день он выводил козу своего хозяина пастись на лужайку у рва за городскими стенами. В районе проживали преимущественно турки-киприоты, но Андреас не говорил по-турецки. «С мальчиками это было не так важно, мы просто гоняли мяч
или то, что можно было использовать в качестве футбольного мяча», – вспоминает он.
С девушками было сложнее. Турчанки-киприотки кокетничали с ним на ломаном греческом. Однако завязать с кем-либо знакомство не получилось.
Поддержка семьи
У своего хозяина он прожил всего 40 дней. Однажды в воскресенье его мама неожиданно навестила его. И увидев, как он таскает ведра с водой от ближайшего фонтанчика в дом своего хозяина, испугалась, что его держат в рабстве. Она потребовала, чтобы он немедленно вернулся домой. «Ко мне и правда относились как к кому-то вроде слуги. Но я не возражал, я учился стоящему ремеслу. Я пытался объяснить маме, что другим подмастерьям приходилось хуже, но она ничего не хотела слушать», – говорит Андреас.
Они сели на осла и за два с половиной часа доехали до Эргатеса. Там они встретили отца, который вел домашний скот на водопой. «Времена сейчас тяжелые, с деньгами туго. Но я не допущу, чтобы ты жил в городе в таких условиях. Мы что-нибудь придумаем», – заверил его отец.
Новый этап
В 1943 году Андреас ненадолго вернулся в Никосию к тому же мастеру, тогда жившему в Энгоми. Но через шесть месяцев всем рабочим было приказано разойтись по домам и вернуться, когда закончится война. «У нас не было ткани, не было кожи. Война остановила весь импорт, никто ничего не покупал», – вспоминает мастер.
В течение этого времени вынужденной безработицы он всерьез увлекся футболом и к 20 годам даже создал собственную футбольную команду – АОН.
Он вернулся в город в 1946 году, чтобы работать на обувных фабриках. Он поселился в доме еще с 14 такими же молодыми мастерами, что и он. Тогда это было обычной практикой. Многие большие дома в центре Никосии были разделены на комнаты и сдавались в аренду подмастерьям и молодым специалистам, в основном мужчинам, которые приезжали из деревень, чтобы практиковаться в своем ремесле.
Эти годы он вспоминают с особой теплотой. «В то время я был молод, уверен в себе и получал достойную зарплату. Мне до сих пор снятся сны, в которых я езжу на велосипеде по улицам старого города и вхожу в наш дом», – делится Андреас.
Свое дело
В возрасте 24 лет он решил, что ему пора открыть свое дело, чтобы заработать денег на свадьбу. Он рассказал своему начальнику о своих планах и признался, что ему нравится одна из клиенток. Но ее родители никогда бы не согласились выдать дочь за бедного помощника сапожника. Начальник помог ему открыть собственную мастерскую – ту самую, которой он владеет до настоящего времени и которую готовится закрыть. Это помогло ему встать на ноги, жениться на своей избраннице (ее звали Лулла). В браке они прожили 60 лет, у них родились трое детей.
Жена Андреаса умерла в 2013 году. Ее смерть стала одной из причин, почему он не закрыл мастерскую раньше. «Что бы я делал дома в полном одиночестве?» – задает он риторический вопрос.
Что же ждет Андреаса на пенсии? Он планирует отдать всю невостребованную обувь Красному Кресту, а потом поехать в Англию. Внук, который живет там, позвал его на крестины сына.
Текст подготовлен по материалам Cyprus Mail
Еще одна история
В свои 28 лет Катерина Эфстратиу – самая молодая кипрская ткачиха, работающая на традиционном станке. Ее мастерская расположена в районе Агии Омологитес в Никосии. Читайте ее историю.