Поколение Z – это люди, родившиеся между 1997 и 2012 годами. Его представителей на Кипре насчитывается 150 000 человек. Разбираем, в чем их особенности и отличия от любого предыдущего поколения.
Многие зумеры сейчас пополняют рынок рабочей силы и начинают независимую жизнь, сталкиваясь со множеством взрослых проблем. То, как они эти проблемы решают, показывает, насколько поколение Z отличается от любого предыдущего.
Представители поколения Z родились в полностью цифровом мире. Они росли в условиях экономического спада и постоянных разговоров об угрозе терроризма. Те, кто постарше, помнят «стрижку депозитов» и последовавшую за ней панику. Многие достигли совершеннолетия во время пандемии, многочисленных запретов и карантинов.
Жить сегодняшним днем
«На Кипре, да и вообще нигде больше, у нас нет будущего, – говорит 19-летний Грег Лазару. Он только что демобилизовался со службы в Национальной гвардии и теперь решает, стоит ли поступать в университет. – Мы – то поколение, которому придется бороться за рабочие места, даже если мы получим три степени магистра и защитим две докторские. Для нас наличие собственного дома навсегда останется мечтой. А если мы доживем до 65 лет, то вряд ли будем получать какую-либо пенсию». Поэтому, по его словам, они выбрали иную стратегию: не бороться за место под солнцем, а просто жить настоящим днем.
Последний опрос компании Deloitte показывает, что представителям поколения Z действительно приходится нелегко. Столкнувшись с финансовыми трудностями, о которых их родители даже не слышали, многие из них вынуждены выживать на минимальную зарплату.
В этом они похожи на миллениалов (поколение родившихся с 1981 по 1996 годы). Но в то время как миллениалы часто работают на двух или трех работах, поколение Z, похоже, пренебрегает экономической безопасностью в пользу более значимых впечатлений и сиюминутных удовольствий. Кажется, они смирились с неопределенностью своего будущего.
Бэби-бумеры (сейчас им от 60 до 69 лет) — это оптимистичное, целеустремленное поколение, которое пережило трагедию 1974 года и фактически построило Кипр с нуля. Поколение X (в возрасте от 44 до 59 лет) считается независимым и предприимчивым. А поколение Z приобрело репутацию гедонистов.
Смириться с недостатком возможностей
«Мы сильно отличаемся от миллениалов, – говорит 21-летняя Мария Панайоту. – Они все только охают и жалуются, какая у них ужасная жизнь, как им тяжело. Я могу их понять. Миллениалов воспитывали в убеждении, что весь мир – у их ног, что они суперталантливы и добьются успеха во всем, за что бы они ни брались. А потом они попали в ужасный период, особенно на Кипре: рецессия, сокращения, все рабочие места и дома заняты богатыми иностранцами. Но для нас ситуация не легче. На самом деле, она даже гораздо сложнее. У поколения Z еще меньше безопасности, еще меньше возможностей. Мы не сидим сложа руки и не жалуемся – мы просто смирились с этим и пытаемся наслаждаться жизнью каждый день».
Элейна Элефтериу, представитель поколения миллениалов, преподаватель и писатель, согласна с этим мнением: «Пока мы росли, нам обещали отличную работу и полноценную жизнь. И вот мне 37 лет, я работаю на трех работах на полставки и все равно не могу позволить себе ни ипотеку, ни семью».
Поколение Z отличает от миллениалов тот факт, что они научились не принимать эту ситуацию близко к сердцу. Вот что говорит 22-летняя Зои Филиппу: «У нас ничего нет, и мы это знаем. Уже в старших классах было понятно, что жизнь моего поколения будет очень трудной. Экономика рушилась, и нам почти не оставалось никаких перспектив».
По ее словам, найти работу никогда не было легко ни на Кипре, ни за границей. «На этом острове идет борьба за небольшое количество рабочих мест и за небольшой объем ресурсов. Я конкурирую не только со своими сверстниками и следующей возрастной группой, но и с поколением X, и с представителями бумеров, которые в силу экономических обстоятельств еще не смогли выйти на пенсию. Впервые четыре поколения соревнуются за ограниченные рабочие места, ресурсы, жилье и возможности», – говорит она.
Инвестировать в опыт, а не имущество
Однако не все так плохо, считает 24-летний житель Лимассола Иасонас Феодору, который работает дистанционно. «Когда вы растете, твердо понимая, что ситуация и правда непростая, вы усваиваете ощущение свободы, которое помогает сделать жизнь менее распланированной. В конечном итоге вы живете сегодняшним днем. Летите в Венгрию рейсом за 20 евро, останавливаетесь в молодежных хостелах, тратите последние деньги на кулинарные курсы, которые просто выглядят забавно, или учитесь программированию в выходные просто потому, что у вас есть свободное время. Вы учитесь использовать те возможности, которые есть. Вы инвестируете в опыт, а не в имущество», – говорит молодой мужчина.
Он добавляет: «Вы принимаете все как должное и заставляете ситуацию работать на вас. Если это означает жить в квартире площадью 15 квадратных метров и иметь четыре рубашки, пусть так».
В некотором смысле поколение Z похоже на людей, переживших экономический подъем и разделение Кипра в 1974 году. «С той только разницей, что нам больше нечего восстанавливать: земля продана, рабочие места закрыты», – говорит Иасонас.
Согласно статистике, поколение Z, родившееся в период с 1997 по 2012 год, на Кипре составляет примерно 150 000 человек. Киприоты, которые родились между 1981 и 1996 годами (миллениалы), принадлежат к самой многочисленной возрастной группе страны – их количество превышает четверть миллиона. Число представителей поколения X, то есть родившихся с 1965 по 1980 годы, составляет чуть более 100 000 человек. А число бумеров, родившихся между 1955 и 1964 годами, – чуть менее 100 000 человек.
Текст подготовлен по материалам Cyprus Mail