16 августа (по другой версии, 17 августа) 1974 года, через пару дней после второго вторжения Турции на Кипр, по радио Кипрской радиовещательной корпорации (РИК) прозвучало объявление в адрес сотрудников Департамента древностей.
«Директор Департамента древностей просит тех сотрудников департамента, которые в состоянии вернуться к работе, сделать это немедленно», – говорилось в обращении.
Директором, о котором шла речь, был Васос Карагеоргис. Целью радиообращения было привлечь сотрудников к участию в большом и срочном проекте – эвакуации экспонатов Кипрского музея. Эвакуацию успешно провели за три месяца, в результате чего было спасено более тысячи предметов старины.
Эти события стали темой 14-минутного фильма, снятого режиссером Петросом Хараламбусом по заказу Бюро прессы и информации. Короткометражная картина называется «Операция “Музей”» (Operation Museum), она вскоре станет доступна для зрителей. Закрытая премьера фильма прошла 31 мая на спецпоказе, который посетил президент Никос Христодулидис.
Фильм начинается с небольшой художественной вольности в сюжете: главный герой Васос Карагеоргис, которого играет Андреас Челепос, возвращается на остров из-за границы. Он сразу же берет такси до штаб-квартиры Кипрской радиовещательной корпорации в Никосии, предварительно позвонив им из автомата с отчаянной мольбой о помощи. На самом деле, к середине августа 1974 года Карагеоргис уже вернулся на Кипр и был на острове некоторое время. С другой стороны, тот факт, что он так срочно вызвал свой персонал, говорит о том, что ситуация действительно казалась довольно драматичной.
«В целом это было время хаоса, – говорит сотрудница Департамент древностей Мария Хаджиниколау (ее в фильме сыграла Дора Макриянни). – Повсюду витала ложь. Люди утверждали, что турки собираются захватить весь Кипр… Можно было сойти с ума от слухов, которые до тебя доходили».
Персонал Кипрского музея боялся, что окажется под ударами авиации. Здание располагалось рядом с Зеленой линией, в квартале рядом с ключевой государственной инфраструктурой: парламентом, больницей, главным зданием той самой Кипрской радиовещательной корпорации. Опасения, что турки могут предпринять наступление на этот район, казались вполне обоснованными. Отсюда и отчаянная попытка вывезти все важные предметы старины до того, как они попадут в руки оккупантов.
Операция по эвакуации древностей была целиком и полностью проектом Васоса Карагеоргиса. Он не получал от правительства никаких указаний, у властей были более актуальные заботы.
Мария Хаджиниколау, которой в 1974 году было 20 лет, вспоминает, что ее начальник был очень взволнован в те недели. Он задерживался допоздна и пытался привести процесс эвакуации в порядок. Он, видимо, был на связи с Министерством транспорта и другими ведомствами. Ящики для упаковывания экспонатов он получил от Департамента общественных работ, специалисты которого также следили за упаковыванием и запечатыванием.
В те дни еще не было воздушно-пузырчатой упаковки. Предметы старины заворачивали в старые газеты, которые в музей привозили информационные агентства, и в солому, которую сгружали прямо перед музеем. Тем временем сотрудники составляли списки и обновляли реестр экспоната. У каждого предмета был инвентарный номер, было зафиксировано даже его расположение на витрине.
Требовалось два человека, чтобы зафиксировать и аккуратно убрать каждый экспонат, и еще двое ― чтобы упаковать его. В течение нескольких недель из музея раздавались звуки молотков, заколачивающих ящики.
В итоге музей оказался пустым. Все экспонаты были спасены. Они вернутся на полки музея только в 1979 году.
Карагеоргис столкнулся с важной практической проблемой – где найти безопасное место для экспонатов. Аэропорт не функционировал, корабли в Грецию были переполнены. В итоге было решено отправить их на британскую военную базу. Место назначения держали в секрете ради безопасности самих экспонатов и из дипломатических соображений.
Любопытно, что некоторые предметы старины все же попали в Грецию и позже были выставлены в Национальном археологическом музее в Афинах.
Хотя сейчас легко утверждать, что музею ничего не угрожало, сама история представляет интерес по двум причинам. Это свидетельство о важных для Кипра событиях 1974 и оммаж самому Васосу Карагеоргису. В фильме он изображен «одержимым гением», который готов на все ради идеи.

«Он был строгим, очень строгим, – говорит Мария Хаджиниколау. – Когда я только пришла на работу в музей, я его очень боялась!» Карагеоргис был не из тех, кто строит дружественные отношения со своими сотрудниками. Он ждал, что люди будут усердно работать, и мог быть очень жестким, если они этого не делали.
Он посвятил всю свою жизнь археологии. Мария Хаджиниколау проработала с ним 45 лет, а после его выхода на пенсию поддерживала с ученым личные отношения. Васос Карагеоргис скончался в 2021 году в возрасте 92 лет.
Текст подготовлен по материалам Cyprus Mail