Для христианского богословия характерно наличие целого ряда антиномий – положений, которые, с одной стороны, друг другу противоречат, а с другой – прекрасно дополняют. Одна из таких антиномий станет предметом этой статьи. Ее верное понимание во многом помогает нам более полно постичь христианство и свое место в нем. Антиномию, о которой пойдет речь, условно можно было бы обозначить «старое vs новое» в Церкви.
Церковная традиция представляется многим своего рода собранием «преданий старины глубокой». Часто можно слышать, что церковные положения освящены многовековой историей, духовным опытом святых, что Церковь по своей природе консервативна. И подтверждения этому можно регулярно находить и находить – в творениях церковных авторов, в истории, в личном опыте. Несомненно, это так. Действительно, Церковь не обязана, по выражению Марины Цветаевой, быть «своим собственным современником», то есть гнаться за модой, меняться в угоду конъюнктуре, корректировать Слово Божие ради общепринятых представлений. Благая Весть объединяет верующих и задает идеал, образец для подражания. Проповедь Христа, записанная евангелистами, неизменна. Более того, она является фундаментом духовной жизни. То есть в Церкви явно присутствует неизменяемая и непоколебимая вечность.
Однако это не значит, что Церковь – это царство древностей и враг всего нового, ибо не стоит путать «новое» и «современное». Идея «нового», «обновленного», «обновления» четко обозначена в Новом Завете и встречается там довольно часто. Ни много ни мало, обновление — это цель Божьего замысла спасения. В книге Откровения Сидящий на Престоле говорит: «Се, творю все новое». Это происходит в момент, когда Иоанн видит «новое небо и новую землю», то есть свершение Божественного замысла о мире и человеке. Источником нового творения является Иисус Христос, Который стал новым Человеком, Главой и Началом нового творения. Христос заключает новый завет с новым избранным народом – «новым Израилем».
К церковной жизни каждого христианина эти рассуждения имеют самое прямое отношение. Христиане становятся сопричастны обновлению силой Святого Духа, Которым в купели крещения человек рождается для новой жизни. Кто принимает Христа, тот в Нем становится «новым творением» и призван жить по новой заповеди, данной ученикам, исполняясь Духом Святым и «обновляясь духом ума». Таким образом, обновление является обязанностью для христианина, но сама возможность обновиться может быть дарована только Христом. Об этом говорится и в богослужебных текстах: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».
В то же самое время, погружение человека в подлинную традицию возможно только через знакомство со всем богатством наследия, которое бережно хранится в Церкви. При этом то новое, которое появляется в Церкви, должно быть укоренено в традиции, черпать из нее свои жизненные силы, творчески переосмысливая дошедшее до нас предание. То есть описанная антиномия решается во многом внутри самого человека: его ум и сердце должны быть открыты к принятию как старого (традиции), так и нового, должны быть готовы к творчеству и осмыслению. Именно открытости, широте взглядов, смелому полету мысли и учит нас христианство.
Священник Георгий Видякин,
настоятель русскоязычного прихода
в честь свт. Николая в Лимассоле