За последнее время мир разделился на «до» и «после». Первая реакция — «нас это не коснется, это все в Китае, Италии, где-то далеко». Но вирус уже у нас, и каким будет мир после того, как эпидемия уйдет, — сейчас не скажет никто. «Вестник Кипра» записал монолог врача-практика, который видел, как развивалась ситуация с коронавирусом на острове с самого начала.
Как начинался карантин
Как только в стране появились первые случаи коронавируса, началась паника, страх, неверие. Мне, как врачу, пришлось пройти через мощное давление со стороны моих пациентов, которые, прежде всего, из-за общей неосведомленности и в силу психологического дисбаланса — начинали звонить, чтобы найти ответы на свои вопросы. Думаю, каждый врач получил тысячи звонков от обеспокоенных жителей. В течение двух дней мне пришлось написать десятки медицинских справок, например, о том, что пациенты из группы повышенного риска и, прежде всего, после операций на сердце, не могут идти на работу. За более чем 25-летнюю практику мне не приходилось писать медицинских свидетельств в таком количестве.
Были очень неприятные разговоры и с работодателями моих перепуганных больных, их просто заставляли идти на работу, а власти пока еще молчали. Врачи уже били тревогу, все СМИ разрывались от потока информации, и мы, медики, уже пытались по максимуму разъяснить, что это за вирус и как с ним бороться. К сожалению, многие и тогда, и сейчас пока не понимают всю опасность этого заболевания. Мы учились и оценивали обстановку со всеми наравне. Я и мои коллеги в первые 1,5 недели до официального объявления строгого карантина, были психологически и физически измотаны — государственные клиники закрывались, вирус набирал обороты, поток людей после инфаркта и ожидающих срочных операций не уменьшался, этих больных нужно было тоже спасать. И здесь начались нестыковки. Ни у кого не было организационного опыта работы с пандемиями, ни на Кипре, ни в других странах Европы.
Опыт — самое важное «оружие»
Я вспомнила, что будучи студенткой 3-го курса Медицинского университета в Сибири, прошла полный курс военно-медицинской подготовки, который был необязательным для женщин. И только сейчас поняла, как важны любые знания, даже если им уже более 25 лет. Нам еще тогда объясняли, как важна функция военных медиков в решении таких массовых пандемий, химических атак и атомных поражений по типу чернобыльских. Не буду вдаваться в подробности, но такие страны как Израиль и Россия оказались наиболее готовы к войне с пандемией — у них наготове не только армия, но есть ресурсы, фонды, протоколы, знания и быстрое изучение проблемы с вирусологами, эпидемиологами, немедленное реагирование на государственном уровне. А про военных медиков и вообще говорит нечего — есть ли они на Кипре? Сомневаюсь. Реагирование на государственном уровне — это, как вы поняли, официальный тотальный карантин, со всеми обязательствами. Надо отдать должное, что кипрские власти практически сразу приняли верное решение, и мы, врачи, им очень благодарны. Хотя все равно нам будет не хватать и средств защиты, и лабораторных тестов — это дорого, и они делаются по 8-12 часов — да и просто чувства безопасности. Ведь врачи и медсестры работают на передовой, подвергая себя риску заражения.
Жизнь после выздоровления
Мы живем в непростом мире, в эпоху бешеного технологического прогресса, природа не успевает восстанавливаться и адекватно реагировать на повреждения, которые приносит человечество. Я лично считаю, что коронавирус — месть природы за наше пренебрежение к ней, мощные генетические сбои только набирают обороты. Вспомните СПИД, Эболу, вирус SARS-CoV, даже новые заболевания, поражающие животных. Чтобы спасать людей, ученые и медики, имена которых мы даже не знаем, тратят годы жизни. Мы, конечно, всеми правдами и неправдами переживём этот вынужденный карантин, научимся занимать себя, сидя дома. Но мы не останемся такими же, как прежде — думаю, пришло время научится беречь свое психологическое и физическое здоровье, причем с малых лет, научиться слушать свою интуицию, заботиться и максимально уважать окружающий нас мир. Я врач, и не буду рассуждать как все отразится на экономике, как мы все вернемся к работе, и сколько компаний обанкротится. Я всегда вижу перед собой конкретного пациента, которому нужны мои знания, моя психологическая поддержка и опыт. Медики во все времена и катаклизмы будут с вами, постарайтесь и вы беречь себя и своих близких.
Татьяна Михаилиду, врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, Американский Институт сердца
Американский Институт сердца в Никосии. Фото cyprus-is.com