Некоторое время назад в редакцию поступило письмо от одного из читателей, понтийского грека из Цалкского района (Грузия), который обратился ко мне с вопросом. Приводим это письмо с небольшими сокращениями:
«Уважаемый о. Георгий! Уважаемая редакция газеты «Вестник Кипра»!
Одно из самых святых для человека мест – это кладбище, где могилы предков, дедушек и бабушек, отцов и матерей. В силу сложившихся обстоятельств у греков Цалкского района сейчас получается так: человек умер в Греции – похоронили в Греции, в России – похоронили в России, на Кипре – похоронили на Кипре. <…> Можно ли после поминаний 9-ого дня и до 40-ого дня установить еще один день – день памяти греков и гречанок, похороненных на Цалкской земле? <…> Нынешнее поколение, независимо от того, в какой стране они живут <…> никогда не должно забывать о своих корнях, о могилах предков. Цалкский район был, есть и всегда будет нашей Родиной.
О. Георгий, если есть возможность, поподробнее напишите о похоронах, поминках».
Действительно, в Православной Церкви есть традиция совершать поминовения в сам день похорон, на 9-й и 40-й дни после кончины человека, а также по прошествии года. Обычай этот древний и имеет общекультурное значение. Связан он с особой уверенностью в том, что смертью наша жизнь не заканчивается, что связь с усопшими возможно поддерживать и после их кончины. Связь эта традиционно выражается в виде поминальной трапезы, во время которой существуют особые обряды, подчеркивающие присутствие на трапезе умерших. Самый популярный из этих обрядов – стакан с водкой и куском черного хлеба перед фотографией умершего. Другой пример: – современный обычай оставлять на могилах конфеты, хлеб или даже алкоголь. Вызван он подсознательной верой в то, что усопшего можно накормить и, таким образом, улучшить его загробную участь.
Стоит ли говорить, что подобные обычаи имеют языческие корни. Хотя сами по себе они безобидны, но основаны на определенном мировоззрении. В христианстве вера в бессмертие души выражается иначе – через молитву за усопших. Мы просим у Бога сотворить им «вечную память». Что это за память? Ведь любое воспоминание о человеке имеет свои пределы, конечно – рано или поздно о нем забудут. Церковь просит, чтобы об усопших вспомнил («помянул») Сам Бог, Который этим действием может снова вызвать их из небытия к бытию. Именно это (конечное воскрешение всех или, по слову апостола Павла, тот момент, когда «Бог открыто явит своих сынов») есть одна из основных составляющих нашей веры во второе пришествие Христа.
Касательно особого дня поминовения цалкских греков, то эта инициатива может исходить либо «снизу», как народный обычай, либо «сверху», от официальных церковных властей.
РАСПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ:
10 декабря (суббота) – 17:00 – всенощное бдение (храм Христа Человеколюбца);
11 декабря (воскресенье) – 9:00 – литургия (храм Христа Человеколюбца);
12 декабря (понедельник) – 18:00 – презентация книги «Лев Толстой: Пророк без чести» (центр «София», Лимассол, Linopetra, Theoskepastis str., 13);
12-15 декабря – курс лекций протоиерея Георгия Ореханова «Русская духовная культура XIX – начала ХХ века» (центр «София»; информация и запись по телефону 99 026525);
13 декабря (вторник) – 8:00 – богослужение в честь св. апостола Андрея Первозванного (храм Христа Человеколюбца);
15 декабря (четверг) – 18:00 – акафист свт. Николаю (храм в Калогири);
16 декабря (пятница) – 16:30 – 19:30 – исповедь (храм Христа Человеколюбца);
Георгий ВИДЯКИН
Настоятель русскоязычного прихода свт. Николая
в Лимассоле