Кажется, что сложного в пении, ведь это естественный процесс, открыл рот и пой. Всё так, если нет задачи научиться владеть голосом.
Владеть голосом, значит уметь управлять его звучанием в необходимом нам вокальном стиле вне великой народной техники «выпил – звучит, а не выпил – извините». Владеть голосом – значит контролировать и координировать работу голосовых связок, дыхания и разных групп мышц необходимых в пении для достижения красивого, стабильного звука в определённом вокальном стиле.
Это называется техникой пения. С её помощью мы и можем свободно выразить идею, настроение и характер произведения, наполнив его смыслом. Иными словами, превращаем набор нот в живую музыку, так трогающую наши сердца. Если человек вокально технически не подготовлен, но эмоций «через край», то, я думаю, вы не раз были свидетелями таких чьих-то «излияний души» в караоке, когда слушателям хочется бежать подальше, пока певец делится с народом сокровенными эмоциями. Техника пения – это, скажем, настройка инструмента, которым у певца является голос, и без неё никуда.
Как же научиться контролировать и координировать необходимые нам в пении мышцы, в то время, когда мы их не видим и почти не ощущаем? Именно по этой причине постановка голоса и является одним из самых сложных видов обучения, так как это работа с «невидимым фронтом».
Успех такой работы напрямую зависит от того, насколько в процессе практики вы способны уловить деликатные мышечные ощущения и снова их вызвать и закрепить для того, чтобы ваши мышцы при многократном повторении «запомнили», как правильно отзываться и автоматически настраиваться на гармоничную работу певческого аппарата.
И здесь мышечная память играет основную роль в дуэте со способностью концентрироваться на ощущениях опоры дыхания, открытой гортани, позиции звука и т. д.
Соответственно, если вы неправильно практикуете, день ото дня повторяя вокальные ошибки, то и мышцы запомнят эти ошибки, осложняя, а не улучшая процесс пения. Поэтому испортить голос гораздо легче, чем его «поставить», и ещё сложнее уже наработанную плохую технику исправить, переучивая, снимая зажимы, перенастраивая работу всего голосового аппарата на новый лад и нарабатывая навыки с нуля… И это только, если связки не повреждены. Если же на связках от неправильной работы образовались узлы, то это история клиники, операций и долгой монотонной работы и специальных упражнений по восстановлению связок.
Будьте, пожалуйста, осторожны в вокальных экспериментах, не пытайтесь спеть всё и сразу, не гонитесь за высокими нотами профессиональных певцов. Наберитесь терпения, осваивая вокальные техники шаг за шагом, постепенно правильной практикой нарабатывая навыки пения, которые помогут вам петь красиво, с удовольствием, легко и здоровым голосом. А я расскажу вам в следующей статье, как определить и выбрать хорошего педагога, почему самообучение неэффективно и как понять, не имея музыкального образования, продуктивны ли ваши занятия вокалом.
Наталия Норд, основатель студии вокального искусства La Voce, педагог по вокалу, консультант, режиссёр-постановщик и сценарист музыкальных видео и программ.
Студия La Voce, Лимассол
Makarios Ave., Kimonos 2,
Тел.: +357 99 32 51 98
YouTube: La Voce studio Cyprus Natalia Nord
Facebook: La Voce vocal art studio
Instagram: la_voce. Natalia_Nord