Страна по праву гордится высокой продолжительностью жизни, но за этим достижением скрывается тревожная реальность: активы стареющего населения остаются вне оборота, а молодым поколениям все сложнее строить финансовое будущее без наследства и роста доходов.
Как изменилась продолжительность жизни
Несмотря на то, что Кипр может похвастаться очень длительной средней продолжительностью жизни – самой высокой в Евросоюзе – это благо оборачивается новыми вызовами для экономики и подрастающего поколения.
В 1960-х годах киприоты жили менее семи десятилетий – в среднем 66 лет. К 1970-м средняя продолжительность жизни увеличилась до 70. В 1980-х – уже до 75. К 1990-м годам она достигла 77, а на рубеже веков составляла 78 лет.
Сегодня этот показатель оценивают в 82,5 – 84,7 года для женщин и 80,4 года для мужчин. Это выше, чем в среднем по Европе, и почти на десять лет больше, чем в среднем по миру, а также выше, чем когда-либо в истории острова.
Старшее поколение и его экономическая роль
Высокая продолжительность жизни, как неоднократно отмечали эксперты, оборачивается нагрузкой на системы здравоохранения, социального страхования и на рынок труда. Но она также сказывается и на личном благосостоянии жителей Кипра.
Среднестатистический киприот, который родился в 1920-е или 1930-е, заканчивал обязательное государственное образование, шел в Нацгвардию и затем сразу же начинал работать. Он трудился примерно с 20 до 65 лет (кстати, этот пенсионный возраст на Кипре не изменился с момента введения системы социального страхования в 1957 году). А затем, примерно пять-десять лет спустя, он отходил в мир иной.
Этот условный киприот полностью содержал семью (в 1976 году на Кипре работало всего 30% женщин). Но у него были собственный дом и земля. Его дети не жили за границей и не учились в университете – они, вероятно, оставались на острове, чтобы позаботиться, когда тот состарится. Едва ли ли у него была машина и высокие счета за электроэнергию.
Хотя зарплата была значительно меньше, чем сегодня, стоимость жизни для него тоже была намного ниже. В 1970 году индекс потребительских цен на Кипре (который измеряет стоимость товаров первой необходимости и услуг) составлял примерно 15 единиц. Сегодня он равен 118 и превосходит нынешнюю среднюю зарплату в стране.
Итак, когда такой киприот умирал, все его активы (угодья, дома, сбережения) переходили его наследникам.
Однако если старшее поколение живет дольше, их детям и внукам, как бы цинично это ни звучало, приходится дольше ждать наследства. Сегодня старшее поколение киприотов, которое когда-то было движущей силой экономического роста 1980-х и 1990-х годов и стимулировало массовое потребление, домовладение и рост бизнеса, уже владеет всем, что им нужно, и не стремится получать еще больше. Они не строят дома, не создают семьи и не совершают крупных покупок. Вместо этого они стали частью «экономики замещения», тратя деньги только по мере необходимости. Таким образом, стареющее население живет за счет богатства, которое не возвращается в экономику. Экономический цикл останавливается.
Молодежь в условиях новой реальности
Схожая ситуация имеет место и в других странах. «В ЕС мы видим, что самая богатая возрастная группа – это люди старше 55-65 лет. У них больше всего собственности, сбережений и меньше всего долгов. Это явление также имеет место на Кипре», – говорит Фиона Муллен, директор организации Sapienta Economics, специализирующейся на экономическом анализе.
На другом конце возрастной шкалы тоже произошли изменения: молодежь стала дольше учиться, откладывая выход на рынок труда. «У них больше долгов, потому что они сталкиваются с самым резким ростом цен на недвижимость за последние 20 лет. Они часто оказываются в ловушке долгосрочных кредитов, большая часть доходов уходит непосредственно на их погашение. Расходы на содержание семьи тоже резко возросли – образование, уход за детьми и жилье теперь оставляют мало возможностей для сбережений или инвестиций», – говорит эксперт.
Хотя схожая тенденция прослеживается по всему миру, ее последствия для стран с большой продолжительностью жизни населения отличаются. Молодым киприотам придется работать больше, чтобы позволить себе меньше, чем могли себе позволить их родители или дедушки с бабушками.
Поколенческий разрыв на примерах
«Каждый месяц моя зарплата уходит на аренду, счета и еду. Мне просто нечего инвестировать в свое будущее, – говорит 32-летний Христос Прокопиу. – Мои родители получили наследство, когда были достаточно молоды, и использовали его для строительства дома. А мое поколение? Мы просто ждем».
Родители Христоса внесли первый взнос за свой первый дом, когда им было чуть за 20, и выплатили последний взнос по ипотеке, когда им исполнилось 40. Но с тех пор цены на недвижимость взлетели до небес, зарплаты не выросли, а благосостояние молодых поколений никак не улучшилось. «Мои родители советуют мне быть терпеливее. Конечно, я хочу, чтобы они прожили долгую жизнь. Но мне, вероятно, будет за 60, когда я получу наследство!», – восклицает молодой человек.
Согласно исследованию финансов и потребления домашних хозяйств, проведенному Европейским центральным банком, в 2010 году люди в возрасте от 16 до 34 лет владели всего 5% семейных активов, а их средний доход за последнее десятилетие снизился почти на 30%. Между тем, люди в возрасте от 45 до 64 лет владеют более чем 50% чистого семейного богатства на Кипре.
«Мои родители умерли в 1990-х годах, когда им было около 70 лет. Я унаследовал от них все, что они имели, когда мне было около 40», – говорит 78-летний Адамос Григориу, вышедший на пенсию предприниматель. Он использовал эти деньги для покупки недвижимости и инвестирования в землю, когда она еще была дешевой. Отчасти благодаря этому последние два десятилетия он спокойно живет на пенсии. Однако его детям сейчас за 50, и у них уже есть собственные дети.
«Я заплатил за образование своих внуков и внес первый взнос на покупку их первого жилья, – рассказывает он. – В принципе, я надеюсь прожить еще лет десять, чтобы мои дети унаследовали все, что я имею, когда меня не станет». Это означает, что детям Адамоса может быть далеко за 60 к тому времени, когда они унаследуют то, что было скоплено их отцом. К этому времени они сами уже будут пенсионерами. Теперь каждое последующее поколение будет располагать гораздо меньшими средствами, чем предыдущее.
Текст подготовлен по материалам Cyprus Mail.