В этом году из-за коронавируса православным верующим во всем мире пришлось впервые встречать «Пасху одиночества» — все церкви оказались закрыты. «Вестник Кипра» поговорил с отцом Иеронимосом, заместителем председателя синодального комитета по общественному призрению, филантропии и внешней миссии, о том, как пандемия изменила жизнь верующих.
— Почему вы решили связать свою жизнь с церковью? Расскажите немного о своем пути.
— Я впитал церковность с молоком матери. До сих пор я твердо верю, что Господь избрал меня к служению, предвидя все мои слабости и недостоинство. В конце концов, нет такого человека, который был бы достоин служить великому Богу, но божественная благодать восполняет недостатки падшего человека.
Меня рукоположили в сан диакона 6 августа 1986 года, в сан священника – 14 марта 1993 года. В сан архимандрита я возведен в июле 1997 года тогдашним митрополитом Пафоса, а ныне архиепископом Кипрским Хризостомом II, которому я обязан вечной благодарностью. В том же году я закончил богословский факультет Национального университета им. И. Каподистрии в Афинах. В июне 2007 года блаженнейший архиепископ Кипрский Хризостом II доверил мне должность протосинкела архиепископии (в Кипрской церкви протосинкел – это ответственное лицо в структуре епархии – прим.ред.), это послушание я исполнял до декабря 2012 года. Кроме того, Священный Синод Кипрской Православной Церкви назначил меня на почетную должность заместителя председателя синодального комитета по общественному призрению, филантропии и внешней миссии, где я тружусь и поныне. С июня 2019 года я служу на подворье Киккского монастыря в Никосии — в храме святого Прокопия.
— В этом году впервые прошла так называемая «Пасха одиночества», как вы провели ее, что чувствовали?
— Действительно, светлый праздник Пасхи в этом году даровал нам уникальный опыт. Никто не мог себе представить, что такая Пасха вообще возможна. Для всех православных христиан Великий пост и Страстная седмица являются вершиной богослужебной жизни. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». Все самое лучшее, что могло быть создано гимнологией, гимнографией, поэзией и музыкой, сконцентрировано в службах этого периода, апогеем которого является светлое Воскресение нашего Господа.
К сожалению, храмы остались закрыты для верующих. Несмотря на это, открылись тысячи других храмов – это дома верующих. Безусловно, вид пустых храмов вызывает у нас скорбь, но верующие хоть и отсутствовали физически, присутствовали на службах духовно.
— Как церковь помогает прихожанам в это странное время неопределенности?
— Наша церковь есть и будет нежной любящей матерью. Никогда она не бросит своих чад и никакая эпидемия, никакое испытание, насколько бы сильным оно ни было, не сможет воспрепятствовать ей утешать, укреплять и поддерживать измученных и изголодавшихся как материально, так и духовно.
Во время войны в Сирии Кипрская архиепископия (то есть епархия, которую возглавляет архиепископ, географически эта область включает в себя половину административного региона Никосии и полуостров Карпас – прим. ред.) по просьбе блаженнейшего патриарха Иерусалимского Феофила предоставила помощь сирийским беженцам, которые нашли убежище в Иордании (Иордания является юрисдикцией Иерусалимской патриархии – прим.ред.). По указанию архиепископа Кипрского я взял на себя координацию доставки гуманитарной помощи, которую передал патриарху Иерусалимскому Феофилу в Иордании. Также во время крупных пожаров, которые разразились на полуострове Пелопоннес (Греция), вклад Кипрской архиепископии и всей Кипрской Православной Церкви был довольно важным.
Во время экономического кризиса 2011 года наша церковь руками своих клириков, которые на приходах всегда были готовы оказать помощь подобно добрым самарянам, позаботилась о пострадавших и измученных наших братьях как на Кипре, так и за рубежом. А именно, когда я еще находился на должности протосинкела, мы вместе с группой священников готовили продуктовые наборы и товары первой необходимости как для наших братьев-киприотов, так и для братьев-греков. Также мы открыли социальные магазины на территории Кипрской архиепископии и на территории Афинской архиепископии. Существенной была помощь Кипрской Православной Церкви во время разрушительных наводнений в муниципалитете Мандра в Аттике (Греция).
До сегодняшнего дня дела любви продолжают совершаться непрерывно. В этой своей человеколюбивой деятельности наша церковь имеет в качестве помощников множество предпринимателей-киприотов, а в последние годы регулярные пожертвования поступают от благочестивого и боголюбивого русского человека, чей вклад и поддержку трудно переоценить. Его скромность и высокий моральный облик не позволяют нам назвать его. Но я уверен, что имя его, как и имена членов его семьи, записаны вечными духовными чернилами в книгах бессмертного Бога.
— Как люди могут общаться сбогом, не посещая церковь?
— Соблюдая заповедь Христову: возлюби Господа Бога твоего всей душой, а своего собрата как самого себя.
— Как скоро по вашим прогнозам человечество вернется к прежней жизни?
— Надеюсь, что уже очень скоро Бог любви освободит нас от этого испытания и просветит ученых, которые откроют вакцину, а она избавит нас от коронавируса.
— В чем искать надежду и успокоение?
— В первую очередь, давайте посмотрим на свою жизнь и приоритеты. Давайте будем более человечными и снисходительными. Наши отношения с членами семьи и ближними должны выйти на новый, более качественный уровень. Всего этого можно достичь только тогда, когда слово Евангелия станет путеводителем для нашей жизни.