Первые вылепленные вручную изделия из глины датируются эпохой неолита, именно поэтому гончарное ремесло по праву считается одним из древнейших на земле. Гончарный круг был изобретен в период с 6000 до 4000 до н.э. Это позволило ремесленникам создавать более пропорциональные и симметричные формы. Следы древнего ремесла были найдены по всему миру.
В последнее десятилетие мода на керамику ручной работы снова вернулась. Мы встретились с основателем и бессменным мастером студии Emira Pottery Майклом Михалисом. Уже более тридцати лет он руководит старейшей гончарной мастерской в Ларнаке и создаёт целые коллекции из керамики.
— Майкл, как вы начали заниматься гончарным делом?
— Моя семья родом из Карпасии. Это регион, который находится недалеко от Фамагусты. В 1968 году я начал учиться гончарному делу в профильной школе Фамагусты, и с тех пор не расстаюсь с глиной. После получения образования я пошёл в армию и служил до 1975 года. До сих пор очень нелегко вспоминать то время, когда мне пришлось участвовать в военном конфликте 1974 года.
Я уехал в Афины, где продолжил заниматься лепкой. Один пожилой маститый гончар взял меня под свою опеку. Я начал помогать ему с раскрашиванием керамики. Прежде он отдавал эту часть работы на сторону. А когда я пришел к нему, он стал поручать эту работу мне. Я набрался опыта и уже в 1977 году открыл свою мастерскую в столице Греции.
Но я был юношей из маленькой деревни. Корни тянули к себе, мне всегда хотелось вырваться из большого города. И в 1987 году я вернулся на Кипр. Вся недвижимость нашей семьи была оккупирована, и правительство выделило нам жильё в турецком квартале Ларнаки. Именно так началась история Emira Pottery. В этом году мы отпразднуем 35-летие мастерской.
— Что означает EMIRA в названии вашей мастерской?
— Это акроним, состоящий из первых букв от имён членов нашей семьи. Моя супруга – Елена, затем – Майкл, наши дети – Ираклис и Андреас. У нас родилось ещё двое детей, но уже после того, как мы придумали название (улыбается).
— Ваш самый любимый этап работы с глиной: лепить или всё же видеть готовое изделие?
— Работа за гончарным кругом уже стала для меня своего рода медитацией. Я могу сделать до ста предметов в день. А если это маленькие однотипные изделия – то 30-40 в час. Несмотря на то, что это тяжёлая рутина, именно лепка и работа с сырой глиной до сих пор завораживают. Представьте, вы просто берёте бесформенный кусок глины и своими руками создаёте что-то новое.
— С какой глиной вам интереснее всего работать? Где вы её покупаете?
— Существует несколько видов глины, и все они имеют разный состав, цвет и свойства. Наиболее распространенными являются: красная глина, белая глина (каолин) и серая. Например, из каолина делают фарфоровую посуду и статуэтки, так как это самая чистая глина. А серая и красная глина предназначена для изготовления каждодневных предметов быта.
Раньше очень качественный материал можно было купить на Кипре. Деревня Корнос была известна своей особенной красной глиной, а Кирения славилась своими гончарами. Но это направление стало неприбыльным, да и гончарных мастерских осталось не так много.
Помню, как под руководством и с финансовой помощью ООН, на Кипр приезжал специалист из Великобритании с целью найти на острове хорошие месторождения глины. На этот проект выделяли около полумиллиона фунтов. Его целью было сооружение завода по производству качественной глины для всего острова – и Южной, и Северной части. Нанятый специалист проработал один месяц и ничего не нашёл.
Сегодня я заказываю глину лучшего качества из Греции, Италии и Великобритании. Она не зернистая, однородная и без примесей.
— Правда ли, что готовое изделие из глины – это результат многочасового процесса?
— Важнейший этап создания любой керамики – обжиг. Без него любая форма, что бы вы ни сделали, снова превратится в кусок глины. При правильной сушке изделия и соблюдении корректной температуры обжига химические соединения глины меняются, и она становится водонепроницаемой. Готовое изделие затвердевает на воздухе в течение 12 часов. После высыхания глина становится очень прочной, не трескается, не усаживается. Получается, от начала лепки до возможности использовать предмет потребуется не меньше 15 часов.
Для сравнения, в Японии до сих пор создают керамику бидзэн. Она имеет тысячелетнюю историю и признана национальным достоянием. Метод работы японских мастеров отличается от европейских тем, что керамику не покрывают глазурью, а только обжигают на протяжении двух недель. И в зависимости от того, как глина взаимодействует с огнём, появляется рисунок, оттенок или узор на готовом изделии.
— Ваши работы – это исключительно традиционные формы и дизайн или многое вы придумываете сами?
— Если нам поступают заказы на традиционные предметы из керамики – амфоры, блюда, кувшины, сувенирная продукция, то мы придерживаемся заданных форм и расцветок. Помимо этого, мы тщательно работаем над дизайном, стараемся придумывать что-то новое, следовать современным тенденциям в сюжетах для росписи керамики.
Одна из самых запоминающихся работ нашей мастерской была создана в 2004 году, когда делегация Республики Кипр полетела на Летние Олимпийские Игры в Афинах. Специально по заказу муниципалитета Ларнаки мы сделали амфору в традиционном стиле. Для росписи приглашали известного колориста, который подобрал цвета, использовавшиеся в античные времена.
— У вас в мастерской сейчас стоят палеты с десятками маленьких амфор, ждущих обжига. Для кого вы делаете подобные заказы?
— Если говорить про амфоры, то в основном – для сувенирных магазинов. Однако большие заказы приходят и от спа-центров, отелей, кафе и ресторанов. Но в этих случаях, как правило, заказывают чаши, пиалы и всевозможные подставки.
Раньше керамика ручной работы была просто необходима: тарелки, чашки, вазы, даже ложки были не декором, а ежедневными предметами использования. Со временем, все перешли на однотипную заводскую керамику – она удобна, красива и проста в быту. Но ведь она лишена уникальности!
Сегодня снова в моду вошла посуда ручной работы. Иметь дома салатник, цветочный горшок или чашку, сделанную мастером специально для тебя, это ли не чудо! Через свои руки гончар передаёт энергетику и настроение.
— Сегодня вы по-прежнему считаете керамику увлечением, приносящим заработок? Или все-таки работой?
— Скорее, это дело жизни. Мой осознанный выбор прикладной специальности и профессии, которую важно сохранить. С детства я привык к тяжёлому труду: из 50 учеников художественной школы только пятеро продолжили своё дело. Мне приятно видеть, что сегодня молодое поколение совершенствуется в гончарном искусстве. Поверьте, им нельзя овладеть за год или два. Я работаю за гончарным кругом уже более 50 лет. И ещё есть в профессии много вещей, которым мне предстоит научиться.
Беседовала Александра ПОЛЯКОВА
Фотографии: Денис Давыдов @ddavydovphoto