Воскресенье, 28 апреля 2024

Кипрский художник о Москве 1970-х: «Это был салют»

Андреас Хараламбус – известный на Кипре художник. А еще он почетный член Академии художеств РФ. Андреас – один из героев серии интервью «Вестника Кипра» с киприотами, получившими образование в СССР.

Талантливый художник завоевал международное признание. Его произведения украшают Государственную галерею изобразительного искусства, музеи, частные коллекции. Индивидуальные выставки художника всегда представляют собой яркие события в художественной жизни страны. А его творческий путь, вдохновение, история успеха прочно связаны со студенческой молодостью в Советским Союзе.

– Андреас, расскажите о своем пути… в Россию.

– Мой папа, участник Второй мировой войны, был арестован и сослан в концлагерь, который располагался на территории современной Чехии. Там отец пробыл долгих четыре года… Он был человеком левых убеждений. И я тоже. С самого детства!

В одном из районов Никосии находился прогрессивный клуб. А в нем – очень богатая библиотека, где мы могли читать хорошие книги. Там, собственно, я и познакомился с великой русской литературой. Когда я учился в гимназии, мы с другими ребятами в этом клубе ставили спектакли, а еще я сам делал декорации к этим постановкам. Все знали, что у меня есть такой талант, и обратились в Общество кипрско-советской дружбы, где я получил стипендию…

– Так вы оказались в Москве?

– Да, в 1969 году я поступил Суриковский институт – самый известный и, пожалуй, самый значимый наряду с Репинской академией в Ленинграде. Это очень серьезная высшая школа искусств, откуда вышло множество видных советских художников.

Это, согласитесь, было очень давно, и ситуация на Кипре и в России была совсем иной. В то время Советский Союз помогал Кипру стипендиями. Их выдавали молодым людям, у которых не было возможности оплатить свое обучение. Вот я был одним из таких стипендиатов.

Но не все получилось легко и сразу. Ведь я поехал в СССР, совсем не зная русского. У нас была группа из десяти человек, многих отправили в институт имени Патриса Лумумбы. А меня и одного будущего театрального режиссера – на подготовительные курсы в МГУ. Там я и выучил язык.

– Сложно давался русский?

– Я бы не сказал. Я окончил курсы на два месяца раньше, чем все остальные, получил первую премию от МГУ и два месяца учился в Суриковском вместе с другими ребятами, чтобы получить опыт художественных работ. Очень высокого уровня школа. Я считаю, что нет аналогов во всем мире. Я получил очень серьезные занятия по живописи, рисунку, композиции, огромный ряд теоретических знаний – всеобщей истории искусства, были уроки по русскому искусству, основам архитектуры.

Я считаю, что русский и греческий языки очень похожи. Грамматика, падежи, глаголы – все имеет одну основу. И мне это очень помогло. Потом я старался все время жить с людьми, с которыми можно разговаривать по-русски. Через три недели проживания в Москве я уже рассказал учителю анекдот. Я очень люблю читать русскую литературу, и мне это очень помогло.

Тогда я очень хорошо знал русский! Но прошло ни много ни мало 54 года, и сейчас я уже плохо говорю.

– Как вы оцениваете уровень обучения?

– И в то время, и сейчас русская школа – единственная в мире, в которой знания основываются на академическом подходе: то есть художник не только рисует – он является всесторонне образованным, мудрым человеком, который подходит к живописи как творец!

У нас преподавали великие профессора, художники, которые вели мастерские, великолепные советские историки: Михаил Алпатов, Юрий Колпинский, Николай Третьяков – внук того самого Третьякова, который создал всемирно известную Третьяковскую галерею. Алпатов – мудрый человек и знаток всеобщей истории, один из трех людей, которым всегда была открыта дверь в мастерскую Пикассо. Они были невероятно близки! Я считаю, что все эти люди сыграли огромнейшую роль в формировании меня как творческой личности.

Вообще мы очень много трудились, даже по субботам на протяжении всего дня. На первом и втором курсах минимум по десять часов: шесть часов – практическая работа, рисунок и живопись, работа с моделью, а потом еще было по четыре часа теоретических уроков ежедневно. И в то время занятия нельзя было пропускать. Три раза прогулял – отчислен! Все было очень строго.

Я считаю себя счастливым человеком, потому что имел возможность учиться в таком вузе и получить там знания, которые открыли мне дорогу в творческую жизнь.

Кстати, после окончания Суриковского моя дипломная работа, которую я защитил в 1971 году, осталась на несколько лет в СССР, так как была выбрана для выставки лучших дипломных работ. В нее входили четыре эскиза размером 1*5 метров к большим фрескам, каждая из которых 5*4,5 метра. Экспозиция была представлена в Академии художеств в Москве, в Манеже, а также в Ленинграде и Киеве. Еще о моей работе сделали публикацию в художественном журнале.

– Какие у вас были первые впечатления от Советского Союза? Ваши ожидания оправдались?

– Да! Москва ведь не первый город, куда я попал по приезду в Союз. С Кипра я прибыл на теплоходе в Одессу, а уже оттуда целые сутки ехал на поезде через Киев в Москву. Представьте, молодой парень, 21 год, впервые уезжает с Кипра и видит такие просторы, леса, реки – это был неописуемый восторг!

А Москва… Люди были очень гостеприимные. Нам показали всю столицу, все ее важные достопримечательности.

– Сейчас вы поддерживаете связь со своими бывшими сокурсниками?

– Со многими поддерживал связь и продолжаю это делать. Но кого-то уже нет в живых, к сожалению.

Я поступил в институт в 1969 году, 54 года назад. После окончания вуза в 1971 году я вернулся на Кипр, проработал здесь три года. А потом мой профессор пригласила меня в качестве ассистента, и я вернулся в Москву, где трудился еще три года.

А потом я посоветовал ей, кого взять в помощники. В итоге этот человек, Евгений Максимов, стал проректором, сейчас он академик. Когда Евгений приехал на Кипр, он спросил совета, кого взять в преподаватели. И я дал ему свои рекомендации.

– Какие уроки или ценности вы унаследовали от жизни в Советском Союзе, от советского образования?

– Подход к живописи! Как в России, так и у меня лично он заключается в огромной требовательности к самому себе. И это именно то, что не очень ценится в наше время в капиталистическом мире. Сейчас ведь главная цель – сделать «бум», создать фурор, удивить людей, а вовсе не углубиться в тему с психологической и философской точки зрения.

Требовательность к самому себе – вот что делает меня по-настоящему счастливым, дарит огромное внутреннее удовлетворение. Я не смогу с легкостью подписать картину, если я полностью не уверен в ее безупречности.

– Какие возможности дала вам учеба в СССР, помогла ли она вам в становлении как художника?

– Большое счастье, что я оказался в Москве в 1970-е годы. Это был салют в творчестве. Причем во всех видах искусств – театр, балет, классическая музыка, опера, литература.

Представьте, еще молодые Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина… Были поэтические вечера, где они читали свои произведения. Общество этого хотело, поэтому и творчество кипело!

Два знаменитых театра – «Современник» и Театр драмы и комедии на Таганке, их актеры и режиссеры получили такую известность во всем мире, что нельзя было достать билеты за полгода до спектакля! В театре на Таганке режиссером был Юрий Любимов, а в «Современнике» – Олег Ефремов. В то время они творили просто шедевры. В «Современнике» играли сам Ефремов, Евстигнеев, на Таганке – Владимир Высоцкий. Многие актеры «Таганки» были моими хорошими друзьями. Гамлета я смотрел как минимум десять раз. Мы ждали Высоцкого, и ходили смотреть на его игру.

В Малом театре играл Иннокентий Смоктуновский. А ведь его роль Гамлета считается лучшим экранным воплощением этого персонажа во всем мире.

Я был знаком со многими актерами, моя жена была ассистентом Любимова на Таганке два года, и мы даже ходили смотреть репетиции. Она и в кино работала… Было много балетных постановок. Наш ректор делал сценографию в Большом театре, его жена была балериной.

Печатали книги, которые за одну ночь исчезали с полок книжных магазинов. Люди так их ждали!

Вот это огромное счастье – жить в Москве именно в ту эпоху. Москва в те годы была культурным центром мира. Люди приезжали из-за рубежа посмотреть балет. Одновременно играли Рихтер, Ростропович и Ойстрах.

И все это происходило одновременно…

Столица, Москва! Как культурный центр она сыграла огромную роль в формировании меня, моей личности как художника.

– Сравнивали ли вы потом свой опыт учебы в Советском Союзе с кипрской системой образования?

– Нельзя делать такое сравнение, потому что на Кипре первая школа искусства возникла всего пять лет назад. Не с чем сравнить!

Тем временем многие киприоты с моей легкой руки получили образование именно в России, в Суриковском. У меня в Никосии была своя художественная школа, и я своих учеников отправлял учиться туда. Больше пятнадцати студентов закончили этот прекрасный московский вуз. Таким образом продолжались мои отношения, моя связь с этим институтом.

– Каковы ваши достижения как художника в России и на Кипре?

– Огромная честь для меня и доказательство взаимного уважения – это то, что в 2007 году меня избрали почетным членом Академии художеств РФ. Это высочайшее звание, которое только может получить художник. Я считаю это самым большим достижением в моей жизни. Ведь это значит, что мое творчество и работу как педагога высоко ценят и уважают.

Для меня главное, что я прожил свою жизнь в творческой среде. И я всегда буду благодарен Советскому Союзу за ту возможность, которую он мне подарил.

– Расскажите еще интересные истории из своей жизни, которые связаны с Россией и оставили яркий след в вашей памяти.

– В 1977 году я работал педагогом в гимназии в Педуласе. Друзья привезли ко мне в мастерскую Евгения Евтушенко – это была неожиданная встреча. А у меня на стене висело его стихотворение «Иностранец». Он его увидел и сразу заплакал. Евтушенко написал это стихотворение в 1964 году, когда находился в Архангельске. В нем говорится о молодом греке-матросе, который сошел с корабля, сидел на скамейке у причала и вытирал слезы. Поэт спрашивает себя, отчего же он плачет…

На архангельском причале
иностранные суда,
иностранные печали,
иностранная судьба.
И чернявый, как грачонок,
белой ночью до утра
плачешь ты, матрос-гречонок,
возле статуи Петра.
И совсем не иностранно
в пыльном сквере городском
ты размазываешь странно
слезы грязным кулаком.
Может быть, обидел шкипер?
Может, помер кто в семье?
Может, водки лишку выпил?
Может, просто не в себе?
Что с тобою приключилось?
Что с тобой случилось, грек?
А с тобою то случилось,
что ты тоже человек.
И еще тошнее, если,
не поняв твоей тоски,
кто-то спрашивает — есть ли
безразмерные носки.
И глядишь ты горько-горько,
пониманья не ища,
на сующего пятерку
прыщеватого хлыща.
Но идет, хвативший малость,
седобров и меднолиц,
словно грек, печалью маясь,
с русской шхуны моторист.
Моторист садится рядом:
«Выпьем, что ли, корешок!» –
и ручищею корявой
молча лезет в кожушок.
Углубленно, деловито
из кармана достает
переводчицу — пол-литру,
о скамейку воблой бьет.
И сидят, и пьют в молчанье,
и глядят, обнявшись, вдаль
вместе с греческой печалью
наша русская печаль…
(Евгений Евтушенко)

Мы подружились с Евгением. Я показывал ему Кипр, деревни, церкви. Как-то заехал в гостиницу, чтобы забрать его на экскурсию, а он мне говорит: «Посмотри, что я написал вчера». Это было стихотворение «Перистерона». Сейчас оно очень известно на Кипре, потому что его перевела на греческий язык поэтесса Элли Пеонидес.

Еще история была… Я находился в России. Поехали мы с друзьями в Переделкино. Вы знаете, там жил Пастернак, и там же его могила. В окружении трех сосен мраморный монумент с профилем поэта, созданный известным советским скульптором Эрнстом Неизвестным. Была зима, сугробы высотой два метра. На стене кладбища я увидел красивые колючки и по этому снегу полез – уж очень мне эти колючки захотелось сорвать. Тут останавливается «волга», и выходит… Белла Ахмадуллина. Так я познакомился с великой поэтессой.

– Что бы вы порекомендовали молодым людям, которые сомневаются, стоит ли им ехать учиться в Россию?

– Я считаю так: чтобы искусство было великим, оно должно быть построено вокруг одной оси, и эта ось – человек. Если центром ваших интересов, творчества, идей, вдохновения стал Человек вместе с такими качествами, как гуманизм, альтруизм, то тогда вам точно надо ехать учиться в Россию!

Беседовала Костина Полина
Редактировала Инна Ухова

Фото были сделаны во время интервью в галерее художника

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on email
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on skype
Share on telegram
Share on facebook
Подписка на новости
Еженедельный дайджест новостей
"Вестника Кипра"
Подпишитесь бесплатно прямо сейчас!
Подписка на новости

Подпишитесь на еженедельный дайджест новостей “Вестника Кипра” бесплатно прямо сейчас!

    1            Application of terms

    1.1        These Terms apply to your use of the Website. By accessing and using the Website:

    a            you agree to these Terms; and

    b            where your access and use is on behalf of another person (e.g. a company), you confirm that you are authorised to, and do in fact, agree to these Terms

    on that person’s behalf and that, by agreeing to these Terms on that person’s behalf, that person is bound by these Terms.

    1.2        If you do not agree to these Terms, you are not authorised to access and use the Website, and you must immediately stop doing so.

     

    2            Changes

    2.1        We may change these Terms at any time by updating them on the Website. Unless stated otherwise, any change takes effect immediately. You are       responsible for ensuring you are familiar with the latest Terms. By continuing to access and use the Website, you agree to be bound by the changed

    Terms.

    2.2        We may change, suspend, discontinue, or restrict access to, the Website without notice or liability.

    2.3        These Terms were last updated on 29th May 2020.

     

    3            Definitions

    In these Terms:

    including and similar words do not imply any limit

    Loss includes loss of profits, savings, revenue or data, and any other claim, damage, loss, liability and cost, including legal costs on a solicitor and own client basis

    personal information means information about an identifiable, living person

    Terms means these terms and conditions titled Terms and conditions of use

    Underlying System means any network, system, software, data or material that underlies or is connected to the Website

    We, us or our means VESTNIK KIPRA Group

    Website means https://vkcyprus.com/

    You means you or, if clause 1.1b applies, both you and the other person on whose behalf you are acting.

     

    4            Your obligations

    4.1        You must provide true, current and complete information in your dealings with us and must promptly update that information as required so that the

    information remains true, current and complete.

    4.2        You must:

    a not act in a way, or use or introduce anything (including any virus, worm, Trojan horse, timebomb, keystroke logger, spyware or other similar feature) that in any way compromises, or may compromise, the Website or any Underlying System, or otherwise attempt to damage or interfere with the Website or any Underlying System; and

    b unless with our agreement, access the Website via standard web browsers only and not by any other method. Other methods include scraping, deep-linking, harvesting, data mining, use of a robot or spider, automation, or any similar data gathering, extraction or monitoring method.

    4.3 You indemnify us against all Loss we suffer or incur as a direct or indirect result of your failure to comply with these Terms.
     

    5            Intellectual property

    We (and our licensors) own all proprietary and intellectual property rights in the Website (including all information, data, text, graphics, artwork, photographs, logos, icons, sound recordings, videos and look and feel), and the Underlying Systems.

     

    6            Disclaimers

    6.1        To the extent permitted by law, we and our licensors have no liability or responsibility to you or any other person for any Loss in connection with:

    a the Website being unavailable (in whole or in part) or performing slowly;

    b any error in, or omission from, any information made available through the Website;

    c any exposure to viruses or other forms of interference which may damage your computer system or expose you to fraud when you access or use the Website. To avoid doubt, you are responsible for ensuring the process by which you access and use the Website protects you from this; and

    d any site linked from the Website. Any link on the Website to other sites does not imply any endorsement, approval or recommendation of, or responsibility for, those sites or their contents, operations, products or operators.

    6.2        We make no representation or warranty that the Website is appropriate or available for use in all countries or that the content satisfies the laws of all

    countries. You are responsible for ensuring that your access to and use of the Website is not illegal or prohibited, and for your own compliance with

    applicable local laws.

     

    7            Liability

    7.1        To the maximum extent permitted by law:

    a you access and use the Website at your own risk; and

    b we are not liable or responsible to you or any other person for any Loss under or in connection with these Terms, the Website, or your access and use of (or inability to access or use) the Website. This exclusion applies regardless of whether our liability or responsibility arises in contract, tort (including negligence), equity, breach of statutory duty, or otherwise.

     

    8            Privacy policy

    8.1        You are not required to provide personal information to us, although in some cases if you choose not to do so then we will be unable to make certain sections of the Website available to you. For example, we may need to have your contact information in order to provide you with updates from our Website.

    8.2        The personal information you provide to us is collected and may be used for communicating with you, statistical analysis, the marketing by us of products

    and services to you, credit checks (if necessary), and research and development.

    8.3        We may also collect technical information whenever you log on to, or visit the public version of, our Website. This may include information about the way

    users arrive at, browse through and interact with our Website. We may collect this type of technical information through the use of cookies and other

    means. Cookies are alphanumeric identifiers that we transfer to your computer’s hard drive to enable our systems to recognise your browser. If you want

    to disable cookies, you may do so by changing the settings on your browser. However, if you do so, you may not be able to use all of the functions on the

    Website. We use the technical information we collect to have a better understanding of the way people use our Website, to improve the way it works and

    to personalise it to be more relevant and useful to your particular needs. We may also use this information to assist in making any advertising we display

    on the Website more personalised and applicable to your interests.

    8.5        Generally, we do not disclose personal information to third parties for them to use for their own purposes. However, some of the circumstances in which

    we may do this are:

    a            to service providers and other persons working with us to make the Website available or improve or develop its functionality (e.g. we may use a third

    party supplier to host the Website);

    b I         n relation to the proposed purchase or acquisition of our business or assets; or

    c            where required by applicable law or any court, or in response to a legitimate request by a law enforcement agency.

    8.6        Any personal information you provide to us may be stored on the secure servers of our trusted service providers

     

    9            Suspension and termination

    9.1        Without prejudice to any other right or remedy available to us, if we consider that you have breached these Terms or we otherwise consider it

    appropriate, we may immediately, and without notice, suspend or terminate your access to the Website (or any part of it).

    9.2        On suspension or termination, you must immediately cease using the Website and must not attempt to gain further access.

     

    10         General

    10.1      If we need to contact you, we may do so by email or by posting a notice on the Website. You agree that this satisfies all legal requirements in relation to written communications.

    10.2      These Terms, and any dispute relating to these Terms or the Website, are governed by and must be interpreted in accordance with the laws of the

    Republic of Cyprus.

    Each party submits to the non-exclusive jurisdiction of the Courts of the Republic of Cyprus in relation to any dispute connected with these Terms or the

    Website.

    10.3      For us to waive a right under these Terms, the waiver must be in writing.

    10.4      Clauses which, by their nature, are intended to survive termination of these Terms, including clauses 5, 6, 7, 10.1, continue in force.

    10.5      If any part or provision of these Terms is or becomes illegal, unenforceable, or invalid, that part or provision is deemed to be modified to the extent

    required to remedy the illegality, unenforceability or invalidity. If a modification is not possible, the part or provision must be treated for all purposes as

    severed from these Terms. The remainder of these Terms will be binding on you.

    10.6      These Terms set out everything agreed by the parties relating to your use of the Website and supersede and cancel anything discussed, exchanged or

    agreed prior to you agreeing to these Terms. The parties have not relied on any representation, warranty or agreement relating to the Website that is not

    expressly set out in the Terms, and no such representation, warranty or agreement has any effect from the date you agreed to these Terms.