Официальный представитель правительства Республики Кипр Кирьякос Кушос анонсировал проведение четырехстороннего саммита, который должен способствовать деэскалации напряжения в регионе Восточного Средиземноморья. В форуме примут участие министры иностранных дел Кипра, Греции, Египта и Франции.
Как ожидается, саммит состоится в начале января в Каире. Кушос заявил кипрским СМИ, что участие Парижа по схеме «3+1» (три страны региона плюс страна с экономическими интересами в этом же регионе) сигнализирует о «заинтересованности Франции в том, что происходит в восточной части Средиземного моря». Он также сказал, что четырехстороннее сотрудничество с Парижем не имеет целью привлечь на свою сторону сильного сторонника в случае силовых методов решения конфликта, а, скорее, направлено на исключение любых подобных перспектив.
По его словам, предпринятые шаги ни в коем случае не ставят целью провоцирование Турции. «Именно Турция является провокатором. Мы же предпринимаем различные шаги, чтобы эта страна поняла, что ей необходимо отложить в сторону “дипломатию канонерок” и спокойно обсудить все вопросы», — сказал Кушос. «Целью и политикой правительства является ослабление напряженности. Предпринимаемые нами шаги не направлены на изоляцию Турции, поэтому подписание ею меморандума о взаимопонимании с Ливией не имеет никакого эффекта», — заключил он.
Новости о четырехстороннем саммите последовали вскоре после объявления о том, что Кипр, Греция и Израиль 2 января готовятся подписать соглашение о строительстве трубопровода EastMed. Хотя внезапное объявление о том, что соглашение будет, наконец, подписано, было расценено как ответ на морской меморандум между Турцией и Ливией, игнорировавший права других стран в регионе, правительство заявило, что сделка по EastMed не направлена против кого-либо. Напомним, Кипр, Греция, Израиль и Италия договорились реализовать проект еще в декабре 2017 года.
Между тем, Никосия и Афины в течение последних нескольких дней активно взялись за то, чтобы заручиться как можно большей поддержкой со стороны соседних государств против действий Турции. Так, Никос Анастасиадис 23 декабря имел телефонный разговор с королем Иордании Абдаллой II, которого он, согласно заявлению правительства, проинформировал «о последних событиях и опасностях, создаваемых ежедневными провокациями Турции».