Европейский суд по правам человека постановил, что Республика Кипр должна выплатить компенсацию морального ущерба в размере 22 000 евро двум гражданам Сирии, которые были против своей воли отправлены в Ливан.
Это уже второй случай, когда ЕСПЧ присуждает компенсацию лицам, пострадавшим от миграционной политики Кипра.
Обвинения сразу по нескольким статьям
Два 41-летних гражданина Сирии, уроженцы Идлиба, которые фигурируют в деле под своими инициалами M.A. и Z.R., обвинили Республику Кипр в нарушении статей 3, 5 и 13 Европейской конвенции по правам человека. Согласно их версии событий, двое мужчин, которые приходятся друг другу двоюродными братьями, 1 января 2016 года бежали из Идлиба в Ливан из-за военных действий. За первым заявителем последовала его семья, в то время как семья второго заявителя осталась в Сирии и намеревалась присоединиться к нему только после того, как тот достигнет безопасной страны с хорошими условиями жизни.
Условия в лагере для беженцев крайне тяжёлые
В Ливане заявители были размещены в лагерях, находящихся в ведении Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), где условия проживания были крайне неудовлетворительными. У них не было доступа к медицинскому обслуживанию и перспектив трудоустройства. На протяжении всего своего пребывания в Ливане люди боялись возвращения в Сирию, так как правительство начало высылать сирийцев из страны после массовых протестов местных жителей.
На Кипр приехали к брату
Заявители решили просить убежища на Кипре, где уже проживал брат одного из них. Мужчины заплатили по 2500 долларов перевозчику, чтобы тот доставил их на Кипр.
6 сентября 2020 года заявители сели на судно, направлявшееся на Кипр, вместе с группой примерно из тридцати сирийцев и ливанцев, включая несовершеннолетних без сопровождения.
7 сентября, по прибытии в территориальные воды Республики Кипр, их лодка была перехвачена портовой полицией. Беженцам было предоставлено некоторое количество еды, но им не разрешили продолжит путь к месту назначения. Переводчик на полицейском катере спросил, откуда они прибыли, и сказал, что никому из них не будет разрешен въезд на Кипр и что они должны вернуться в Ливан.
Просьбы об убежище проигнорированы
Заявители пояснили переводчику, что они хотели бы ходатайствовать о предоставлении убежища. Люди объяснили, что они сирийцы, их дом был разрушен во время войны и что у них есть дети и семьи, о которых они должны заботиться. Переводчик ответил: на Кипре действует новый закон, согласно которому беженцам не разрешается высаживаться на берег. «Никто не спрашивал заявителей о причинах, по которым они хотели поехать на Кипр, или о том, почему они не могли вернуться в Ливан. Даже когда они кричали, что хотят получить убежище, их игнорировали. Заявителям удалось связаться с родственниками на Кипре и сообщить, что им не разрешили въехать в страну. Единственной реакцией властей было изъятие у них удостоверений личности», – говорится в решении суда.
Доставлены обратно в Ливан
8 сентября пассажиров лодки заставили пересесть на другое судно. На его борту находились сотрудники полиции и ещё мигранты, которые также пытались попасть на Кипр на лодке и тоже возвращались в Ливан. На этом судне они были доставлены обратно к берегам Ливана. По прибытии туда они были переданы ливанской полиции, которая арестовала и допросила их, а затем отпустила. Заявители продолжают проживать в Ливане, где они оба зарегистрированы как беженцы в УВКБ ООН.
Ходатайство адвоката отклонено
Вечером 7 сентября 2020 года адвокату Николетте Хараламбиду позвонил один из родственников истцов и описал ей ситуацию. Юрист отправила запрос в суд и сообщила о действиях властей. Специалист предложила применить временные меры, попросив правительство не возвращать заявителей в Ливан, поскольку это противоречит международному праву. Ходатайство было отклонено по формальному признаку: основанием стало то, что документ не был подкреплен доказательствами, а следовательно не может быть рассмотрен судьей.
Правительство Кипра: беженцам были предложены условия
Однако правительство Республики Кипр, которое в суде представлял Генеральный прокурор Йоргос Саввидис, описало те же события немного иначе. Согласно этой версии, заявители входили в группу из примерно тридцати человек, включая несовершеннолетних без сопровождения, которые покинули Ливан на борту деревянной лодки с целью добраться до Кипра.
Ранним утром 5 сентября 2020 года, когда судно находилось в десяти морских милях от юго-восточного побережья Кипра, портовая полиция перехватила лодку. Один из пассажиров лодки, говоривший по-гречески, сообщил, что находившиеся на борту лица покинули Ливан и направились на Кипр 3 сентября 2020 года. Полиция ответила, что пассажирам не разрешат сойти на берег, но предоставила им воду, продукты и средства термозащиты.
Лодка находилась в море в течение нескольких дней, все это время кипрская полиция подвозила пассажирам еду и воду. Те, кто нуждался в медицинской помощи, были переведены в больницу Фамагусты и после обследования возвращены на судно.
Сотрудник полиции по делам иностранцев и иммиграции опросил людей на лодке и те сообщили ему, что направляются на Кипр в поисках работы. «Никто из находившихся на борту не выразил желания просить убежища на Кипре, они никак не отреагировали, когда переводчик объяснил, что они могут быть возвращены в Ливан», – говорится в версии, представленной Кипром.
Разрешительных документов у них не было
7 сентября полиция провела проверку личных данных лиц, находившихся на борту лодки. Было установлено: ни один из них не имел каких-либо документов, позволяющих въезд на территорию Республики Кипр. Таким образом, решение об их возвращении в Ливан было принято на основе двустороннего соглашения между странами.
Для возвращения беженцев было зафрахтовано частное судно, на борт которого пассажиры лодки поднялись добровольно. Им были предоставлены еда, вода, маски для лица и санитайзеры. Каждого из них, одного за другим, еще раз спросили, желают ли они просить убежища, но все они ответили отрицательно. По возвращении в порт Ливана заявители были переданы ливанским властям и УВКБ ООН в присутствии медицинских работников.
Компенсация должна быть выплачена в течение трёх месяцев
Изучив материалы дела, ЕСПЧ пришел к выводу, что Республика Кипр нарушила статьи 3 (запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе) Европейской конвенции по правам человека и статью 4 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека (запрет массовой высылки иностранцев). В связи с этим суд постановил ответчику в течение трех месяцев выплатить истцам компенсацию в размере 22 000 евро за нанесенный моральный ущерб, возместить расходы на судопроизводство в общем объеме 4700 евро. Если этого не будет сделано в течение трех месяцев, начислять на указанную сумму процент в размере предельной кредитной ставки ЕЦБ плюс 3%.
Полностью решение можно прочитать здесь.
О первом случае компенсации мы писали здесь.
Текст подготовлен по материалам сайта Европейского суда по правам человека