Смерть 77-летнего жителя Полиса Хрисохуса, которого врач местной больницы отправил в Пафос своим ходом, в очередной раз проявила колоссальные пробелы в кипрской системе здравоохранения, вынужденной бороться с собственной неэффективностью, помноженной на пандемию коронавируса. Все это приводит к осложнениям для многих жителей.
О ситуации рассуждает издание Cyprus Mail.
Смерть 77-летнего Параскеваса Павлу, который на ногах перенес аневризму брюшной полости, произошла через два дня после того, как Министерство здравоохранения объявило о приостановке несрочных операций ради того, чтобы сохранить свободными дополнительные койки. Опасения по поводу роста числа пациентов с коронавирусом возникли на фоне новостей о появлении нового штамма омикрон.
«Действительно жаль, что только после такого трагического инцидента, как смерть человека, были подняты на поверхность давние проблемы, касающиеся доступа жителей сельских и отдаленных районов к медицинскому обслуживанию», ― отмечает Мариос Кулумас, глава Федерации ассоциаций пациентов. Именно поэтому его ведомство подчеркивает необходимость того, чтобы система здравоохранения и государство обеспечивали надлежащую и немедленную медицинскую помощь всем пациентам, где бы они ни жили. Кулумас рассказал, что ему известно и о других подобных случаях, когда у пациентов возникали осложнения, потому что не было немедленного доступа к медицинской помощи.
В материале Cyprus Mail рассказывают историю их собственной журналистки. У женщины поздно вечером возникли сильные боли в животе, груди и спине. Не имея возможности посетить своего лечащего врача, работающего в государственной амбулаторной клинике в столице, она была вынуждена отправиться в отделение скорой помощи. После семи часов ожидания она была отправлена домой без диагноза. На следующее утро секретарь ее терапевта пояснила, что у врача все расписано на неделю вперед и предложила посетить его через семь дней. Когда состояние женщины ухудшилось, она решила предпринять еще одну попытку. «В ту пятницу я сделала пять звонков в амбулаторию, с 08:30 до 10:30. У меня не было другого номера телефона. Но никто даже не взял трубку. У меня не оставалось иного выбора, кроме как пойти в частную клинику», ― пишет журналистка в материале, посвященном ее злоключениям.
Частный рентгенолог, который ее осмотрел, заявил, что женщине срочно требуется госпитализация. «В следующий понедельник, когда пришло время моего визита к терапевту, я все еще лежала в частной клинике. Мой врач даже не искал меня. Я просто позвонила, чтобы отменить визит, сказав, что нахожусь в больнице, а администратор поблагодарила меня за отмену и больше никаких вопросов не задавала», ― пишет журналистка. К тому времени у нее был диагностирован холецистит.
Директор Организации медицинского страхования Эфи Каммитси подтвердила, что по правилам ГЕСИ у пациентов действительно нет иного пути на прием к большинству специалистов, кроме как по направлению их терапевта. «Роль терапевта заключается в том, чтобы предоставлять первичную медико-санитарную помощь. Он ― первое контактное лицо в системе здравоохранения», ― пояснила Каммитси, добавив, что точно такой же метод принят в системах здравоохранения за рубежом и зарекомендовал себя как наилучшая практика.
А если кто-то не может записаться к своему терапевту или даже просто дозвониться ему? «Если речь идет о действительно чрезвычайной ситуации, пациенты должны обратиться в отделение скорой помощи и сдать там все необходимые анализы», ― рассказала Каммитси. Кроме того, многие врачи дают личный мобильный телефон для экстренных ситуаций, хотя это и остается на усмотрение самого доктора. «Если конкретный врач вас не устраивает, вы можете его сменить», ― напоминает сотрудница Организации медицинского страхования. Эфи Каммитси также отметила, что организация получала жалобы на сбои в работе системы, когда ГЕСИ была впервые внедрена, но сейчас подобного почти нет.
«Я бы не хотела никогда больше возвращаться в отделение скорой помощи, ― рассказывает сама журналистка. ― Они не смогли диагностировать мое состояние несмотря на четкие показатели анализа крови, свидетельствующие о наличии инфекции». Что касается того, чтобы звонить врачу на личный мобильный телефон, терапевты не обязаны предоставлять свои личные контакты, и заставить их поделиться своим телефоном невозможно.
Мариос Кулумас также подтвердил, что его федерация с самого начала получала жалобы от людей, у которых были проблемы с доступом к терапевту, но теперь ситуация обстоит гораздо лучше, хотя иногда и поступают претензии от людей, нуждающихся в срочном обследовании. Сама журналистка, которая не смогла найти подход к своему терапевту, отметила, что ее ошибкой было выбрать врача, работающего в государственной больнице, а не того, кто присоединился к ГЕСИ из частного сектора. «Я должна была помнить, что люди на другом конце провода ― обычные госслужащие, которые будут действовать так, как привыкли», ― рассказывает она.
В последнее время и Организация медицинского страхования, и врачи активно сотрудничают, чтобы улучшить связь между пациентами, терапевтами и отделениями скорой помощи. «Сейчас мы устанавливаем контакты с частными клиниками, чтобы узнать, проявят ли хотя бы некоторые из них интерес к включению своих отделений скорой помощи в систему ГЕСИ», ― отметила Эфи Каммитси. Она рассказала об инициативе Организации медицинского страхования по созданию подкомитета первичной медицинской помощи. Ведомство также планирует проводить больше тренингов и увеличить количество проверок качества работы терапевтов.
Мариос Кулумас отмечает, что они предложили подкомитету обязать врачей осматривать пациентов в течение 24 часов, если это чрезвычайная ситуация, и в течение 72 часов в других случаях. «Если у врача 2500 пациентов (это максимальное количество человек в реестре терапевта ― прим. ВК) и он не может им помочь, значит необходимо сократить количество пациентов. Но это, конечно же, уменьшит доход врачей», ― поясняет Кулумас. Федерация пациентов требует, чтобы доход терапевтов, который в настоящее время основан исключительно на количестве человек в их реестре, зависел и от других показателей, в первую очередь, от качества их работы. Эфи Каммитси подтвердила, что предложения, упомянутые Кулумасом, находятся на этапе обсуждения. «Мы пригласили экспертов из-за рубежа, потому что у нас не было подобной системы на Кипре, а значит нет и опыта. В начале следующего года они разработают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный планы», ― рассказала она. А пока пациенты могут звонить с вопросами и жалобами на горячую линию 1700.
В настоящее время в ГЕСИ зарегистрированы 571 терапевт, 1 900 врачей-специалистов и 202 педиатра.