Штраф за ловлю 50 птиц охраняемых видов составляет всего 200 евро. Это значительно меньше, чем прежде. Послабление стало результатом принятых в последние два года поправок в законы, регулирующие охоту.
Следствием этой непродуманной меры стал разгул браконьеров в стране. Можно ли решить проблему? Об этом размышляет глава BirdLife Cyprus Мартин Хелликар.
«Сегодня мы сталкиваемся с тем, что достижения в сфере охраны природы, с таким трудом достигнутые в последние 20 лет, сводятся на нет», – пишет он. По словам эксперта больше всего опасности подвергаются такие певчие птицы: славки-черноголовки, кипрские каменки, сорокопуты, мухоловки, совы и пустельги.
Их отлавливают для продажи на черном рынке. «Незаконное и прибыльное убийство процветает за счет того, что остается в тени, невидимым. Мы не можем этого допустить», – считает Хелликар.
Для отлова птиц браконьеры используют промазанные клеем ветки (кипр. «ксоверга», запрещены на Кипре с 1974 года), «невидимые» сети и электронные звуковые устройства для заманивания птиц. Сегодня закон – как на уровне ЕС, так и на уровне Кипра – четко гласит, что ловить диких птиц, торговать ими или включать их в официальное или неофициальное меню своего ресторана – незаконно Также запрещено употреблять блюдо из этих птиц («амбелопулия») в пищу.
Особенная опасность браконьерства состоит в том, что оно угрожает сразу нескольким видам живых существ. Когда охотник законно занимается своим хобби, он – по крайней мере теоретически – может ограничить как количество, так и вид добытой дичи. Не так с промазанными клеем ветками или «невидимыми» сетями: нет способа контролировать, сколько птиц и какого вида в конечном итоге погибнут в них. Невозможно гарантировать, что, например, совы или пустельги не попадут в эти сети. «Лицензированному ученому-птицелову требуются годы обучения и практики отлова и выпуска птиц на волю с кропотливой осторожностью, чтобы научиться делать это правильно», – говорит Хелликар.
Надо ли говорить, что охота на певчих птиц – это не «прекрасная местная традиция». На такой трактовке настаивают настаивают те, кто защищает этот вид деятельности. Но правда заключается в том, что этот варварский обычай давно остался в прошлом. Как и многие другие явления подобного порядка – от ношения черных шароваров-«враки», которые пользовались бешенной популярностью в деревнях еще каких-то 50-70 лет назад, до определения места женщины в социуме. «Охота на певчих птиц – глубоко порочная практика. Возможно, поначалу она и была способом добавить немного мяса в скудный крестьянский рацион в сезон, когда перелетные птицы зимовали на Кипре в изобилии. Однако сегодня это крупный бизнес, в котором вращаются миллионы. Перелетные птицы входят в число наиболее уязвимых видов», – отмечает глава BirdLife Cyprus.
За последние два десятилетия усилия зоозащитников привели к сокращению объемов отлова птиц более чем на 90% по сравнению с началом 2000-х годов. Это стало значительным достижением в деле сохранения биоразнообразия: миллионы птиц оказались спасены. «Это была большая победа здравого смысла, не говоря уже об улучшении репутации нашего острова за рубежом», – считает Мартин Хелликар. Кипрские НПО, такие как BirdLife Cyprus, Terra Cypria, Friends of the Earth и другие, совместно предприняли огромные усилия. Они не ограничивались довольно рискованным занятием по наблюдению за браконьерами и фиксацией их деятельности. Активисты стали вести просветительские кампании в СМИ и школах. благодаря чему власти стали обращать больше внимания на проблему.
«Но в этой истории мы пришли к новому, тревожному, повороту, – считает Хелликар. – Мы прошли весь этот путь только для того, чтобы теперь столкнуться с вполне реальной угрозой возрождения незаконного отлова птиц. Это очевидно из существующих тенденций, которые прослеживает BirdLife Cyprus. И виноваты в этом наши политики и лица, принимающие решения».
За последние два года парламент одобрил поправки к закону об охоте, снизив штраф за использование смазанных клеем веток и за отстрел 14 видов (среди них славки-черноголовки, пеночки, щурки, иволги) до 200 евро за 50 убитых птиц. Для сравнения, штраф за убийство птиц, из которых не готовят блюдо «амбелопулия», остается 2 000 евро. В итоге получается странная ситуация: если браконьера поймают с дроздом или сорокой, прилипшим к «ксиловерге», то ему грозит 2 000 евро штрафа, а если его обнаружат с 50 мертвыми славками-черноголовками или щурками, то он заплатит по 4 евро за птицу. «Это послабление можно оценить как приглашение к охоте на птиц, наиболее востребованных на черном рынке», – пишет Хелликар. Изменения были предложены Департаментом охотничьего хозяйства и фауны и приняты большинством голосов парламента. Вскоре после этого более 14 000 человек подписали петицию против изменений в законе, переданную председателю парламента Анните Димитриу организацией BirdLife Cyprus в конце прошлого года. Евросоюз пока не требовал отмены этих изменений в законодательстве, которые противоречат Директиве ЕС о птицах. «Этот временной промежуток может оказаться фатальным, позволив браконьерству набрать силу», – считает Мартин Хелликар.