Немецкий блогер и путешественник Петер Хоенхаус, который известен своим увлечением темным туризмом, посетил Кипр. В какие места, связанные с мрачными событиями истории острова, он решил отправиться?
По мнению Петера Хоенхауса, для любителей темного туризма на Кипре могут быть интересны:
– захоронения в тюрьме Никосии,
– Музей национальной борьбы,
– концентрационные лагеря, где держали членов организации ЭОКА,
– Красное озеро недалеко от шахты Мицеро, связанное с преступлениями серийного убийцы Никоса Метаксаса.
«Как направление для темного туризма Кипр, возможно, не стоит на одном уровне с Польшей или Германией. Но у него тоже есть свои страницы темной истории, даже если они не так хорошо известны, – говорит путешественник. – Концентрационные лагеря в Полеми и Коккинотримифии, например, где британцы заточали в тюрьму членов организации ЭОКА в 1950-х годах. Или могилы заключенных в тюрьме Никосии, где члены ЭОКА были казнены и тайно похоронены. Конечно, есть Зеленая линия и легендарный город-призрак Вароша».
Местом, которое вызвало у него самые сильные чувства, оказалась заброшенная шахта близ Мицеро. «Я вошел в кромешно темный шахтный туннель и исследовал его до самого конца. Это было похоже на приключение», – говорит он.

Поездка в Музей национальной борьбы в Никосии и его турецкий аналог на оккупированных территориях также вызвала у темного туриста сильные эмоции. «Я заметил, насколько эти места пропитаны противоположными идеологиями, и это меня немного встревожило. В северных районах турецкое вторжение преподносится как освобождение, в южных воспринимается как незаконная оккупация», – рассказывает Петер.
Туризм – одна из ключевых сфер для Кипра. Однако его «темной» стороне практически не уделяют внимания.

Что такое темный туризм
Темным туризмом называют посещение мест, связанных с мрачными событиями человеческой истории: войнами, катастрофами, пытками, геноцидом, казнями и так далее. Вот как объясняет данное увлечение 59-летний Петер Хоенхаус, который прославился заметками о посещении темных мест и атласом темного туризма.
По его словам, в этом есть нечто большее, чем праздное любопытство. «Для меня темный туризм чем-то похож на паломничество, – признается он. – Речь идет о том, чтобы отдать дань уважения жертвам. Существует огромная разница между тем, чтобы читать о месте и произошедших там событиях, сидя в кресле, и осмотреть его в реальности лично. Такие визиты не всегда поднимают настроение, но по-своему тоже приносят удовлетворение. И, безусловно, расширяют кругозор человека».

Темный атлас Хоенхауса
За последние годы уроженец Германии посетил более 900 мрачных мест – от лагеря Освенцим до Чернобыльской зоны отчуждения. Он видел заброшенные поселения по добыче алмазов в Намибии и законсервированный поселок Пирамида на острове Западный Шпицберген, парижские катакомбы и могилу Наполеона Бонапарта на острове Святой Елены. Он посетил Алькатрас, Хиросиму и реку Кхвэяй.
Путешественник очень недоволен тем, как темный туризм преподносят в СМИ. «Его часто изображают как почти что вуайеристское занятие. Но на самом деле, что может быть неэтичного или вуайеристского в посещении, скажем, мемориала концентрационного лагеря? Мемориал существует там для того, чтобы его посещали! Я считаю, что темный туризм по своей сути – хорошее противоядие от известной закономерности. Она гласит, что те, кто забывают прошлое, обречены его повторять. Это антитеза эскапизму, к тому же очень познавательная, – говорит Петер. – В таком мрачном месте как Освенцим вы обнаруживаете, насколько вас ошеломляет весь масштаб произошедшего».
Хоенхаус также был глубоко поражен во время посещения Чернобыльской зоны отчуждения. Она обладает «уникальной особенностью перенести вас во времени»: одновременно назад в советское прошлое и вперед в антиутопическое постцивилизационное будущее.
Место, впечатления от которого преследуют его по сей день, – это мемориал геноцида в руандийском селе Мурамби. Тела жертв резни были эксгумированы из братской могилы, покрыты белой известью и выставлены на всеобщее обозрение. «Мемориал в первую очередь направлен на противодействие отрицанию геноцида, поэтому ориентирован на местных жителей, – объясняет Петер. – Но для западного человека это довольно шокирующий опыт, почти непосильный для восприятия».
Несмотря на множество негативных эмоций, связанных с этим видом туризма, Хоенхаус продолжает свои путешествия. Намечается поездка на Тайвань – одно из двух или трех направлений, которые он обычно посещает каждый год.
Еще он мечтает однажды попасть на затонувший «Титаник», что стало бы для него вершиной карьеры.