Ина Иоаннидис родилась и выросла в Нидерландах, более 20 лет прожила в Великобритании, а 30 лет назад поселилась на Кипре с мужем и тремя детьми. Она считает себя киприоткой и стремится вдохновлять людей с помощью искусства.
Историю женщины-иконописца рассказывает издание Cyprus Mail.
За время, что она прожила на острове, Ина завоевала репутацию талантливого иконописца. «Я начала писать иконы, когда мне было около 50. Я решила поработать над иконой св. Пантелеимона, покровителя моего мужа. После посещения монастыря Киккос и получения конструктивной критики моей работы от тамошнего священника я решила полностью посвятить себя иконописи. Потому что хотела делать лучшее, на что я способна как художник», – говорит она.
Долгий путь
Ина выросла в Амстердаме. У нее было множество профессий, включая работу фотомоделью, статисткой в теле- и киношоу, профессиональной швеей по пошиву одежды, штор и подушек.
На Кипре они с семьей обосновались в Айя-Филе. Купив обветшалый старомодный дом, Ина приложила немало усилий, чтобы вернуть ему былое великолепие. «С каждой проданной иконой оплачивались улучшения и озеленение моего собственного сада», – вспоминает она.
Однако ее путь в иконописи оказался тернистым. «Мне было трудно получить признание от Кипрской Православной Церкви, поскольку я была иностранкой и женщиной, – рассказала она Cyprus Mail. – Однако покойный патриарх Александрийский Петрос VII в итоге выдал мне сертификат в сентябре 2000 года. После того как я прошла интенсивную подготовку по византийской двухмерной живописи и мозаике под руководством иконописца Акиса Кириакидиса».
О творчестве
Ина Иоаннидис создает свои иконографические работы у себя дома. Ее произведения варьируются от небольших икон отдельных святых до сцен со множеством фигур. «Требуются годы практики, чтобы научиться изображать религиозные сюжеты в угловатых формах, с резкими контурами, сглаженным цветом и золотым фоном, – объясняет она. – Работая над иконой в византийском стиле, очень просто отойти от канона. Поэтому иконописцы должны проявлять крайнюю осторожность. Это не личное самовыражение, в иконопись нельзя вносить слишком много изменений».

Она говорит, что ее вера помогает ей писать. «Время, кажется, останавливается. И по мере того, как я пишу икону, я часто делаю шаг назад и оцениваю результат своей работы, признавая, что без божественной помощи этого бы не получилось», – делится она.
По ее мнению, каждая работа сопряжена со своими трудностями. Но ее недавняя икона Успения Богородицы выделяется по целому ряду причин. «Я чувствовала тяжесть ответственности за создание наиболее правильного и красивого изображения, поэтому приложила много усилий. Площадь иконы шесть квадратных метров. На ее завершение у меня ушло три месяца, я работала над ней целыми днями и считаю ее одним из своих важнейших произведений», – говорит Ина.
Признание
Сегодня иконы и мозаики Ины можно найти в церквях, медицинских учреждениях, частных домах и местах по всему острову, а также в частных коллекциях в Канаде, Бельгии, Нидерландов и Великобритании.
В возрасте 81 года Инна не проявляет никаких признаков увядания. Она благодарит семью и друзей, которые поддерживали ее в самые трудные времена в личном и в профессиональном плане. Каждый день она берет в руки кисть и превращает пустую доску в духовный шедевр.
«Если бы мне пришлось задуматься о своей карьере иконописца, я бы сказала, что полностью удовлетворена тем, чего мне удалось достичь за эти годы. Несмотря на некоторые трудности на этом пути, я счастлива и горжусь тем, что преодолела “стеклянный потолок” как женщина-иконописец», – заключает Ина Иоаннидис.
Читайте также о выдающемся кипрском иконописце Костасе Маммусе.