Население оккупированных территорий, по всей видимости, увеличилось на целых 40% со времени последней переписи в 2011 году. Но «администрация» квазигосударства отказывается проводить новую перепись и раскрывать имеющуюся статистику. Почему?
«Мы знаем численность населения. Но есть некоторые цифры, о которых нельзя говорить», – заявил недавно в прямом эфире турко-кипрского ТВ «премьер-министр» непризнанного государства Юнал Юстел. Это шокирующее заявление вновь спровоцировало в обществе дискуссии о том, почему данные о числе проживающих – тайна за семью печатями.
«О чем вы не можете говорить? Что вы пытаетесь скрыть? Что мы стали меньшинством в своей собственной стране?» – написал в соцсетях депутат от оппозиции Догуш Дерья.
Цифры
Последняя перепись населения на оккупированных территориях была проведена в 2011 году под неофициальным наблюдением Организации Объединенных Наций. Она показала, что де-юре численность населения составляет около 286 000 человек, не считая турецких военных и их семей, проживающих на военных базах.
Несмотря на многочисленные жалобы на занижение показателей, это единственная цифра, которую в настоящее время приводит статистическое «управление» оккупированных территорий при составлении отчетов и прогнозов. Например, «ведомство» недавно объявило, что в конце 2022 года предполагаемая численность населения оккупированных территорий составила 400 000 человек.
Общество, включая самого руководителя «управления» Ирфана Тансела Демира, сочли эту цифру нереалистичной. Демир признал, что прогноз имеет значительную погрешность из-за времени, прошедшего с момента последней переписи.
Однако даже с учетом этих «официальных» цифр прирост населения можно назвать поразительным. Ведь речь идет о почти сорокопроцентном увеличении за 11 лет. Для сравнения темпы прироста населения на территориях, контролируемых правительством, за тот же период составили менее 10%.
Мигранты
Старший научный сотрудник исследовательского центра PRIO Мете Хатай провел обширное исследование населения оккупированного севера острова. Он говорит, что прогноз учитывает только такие критерии как рождаемость и смертность. Он не включает колоссальное число мигрантов в теневых секторах экономики, визы которых просрочены.
«Мы знаем, что население составляет по меньшей мере полмиллиона человек. Но у нас нет необходимых деталей, чтобы сделать точную оценку», – говорит Хатай. Он добавляет, что в данный момент турки-киприоты составляют меньшинство в квазигосударстве.
Признаки перенаселения
Кажется, жители и сами понимают, что «ТРСК» перенаселена. В прошлом месяце представитель Союза турко-кипрских учителей Акгюн Качмаз рассказал о нехватке преподавательского состава. Он упомянул, что во многих государственных школах потребовалось приобрести блок-контейнеры, чтобы разместить там аудитории, так как в зданиях места уже не хватает.
Бывшая «министр здравоохранения» Излем Гюрчаг, которая покинула свой пост в августе, призналась, что «наших финансовых ресурсов недостаточно для населения, численность которого растет с каждым днем».
Хатай говорит, что помимо численности быстро меняется и состав населения. Еще несколько лет назад жителями оккупированных территорий были в основном турки-киприоты и граждане Турции, переселившиеся на остров с материка. Но в последнее время прибывает огромное количество людей из других стран.
Студенты-рабы
Сейчас в более чем 20 университетах квазигосударства обучается около 110 000 иностранных студентов, в основном из Африки, стран Персидского залива, Ближнего и Дальнего Востока. Они приезжают по студенческой визе, которую очень легко получить. Впервые в этом году количество студентов из третьих стран превысило количество студентов из Турции.
Исследователь Мете Хатай утверждает, что существует преднамеренное политическое решение не проводить никакой переписи. «Прежде всего, чем более неоднозначны цифры численности населения, тем больше они могут быть политизированы», – утверждает Хатай. Но что еще более важно, перепись выявила бы неприглядную реальность на местах. Например, число фиктивных студентов, которые на самом деле приезжают на заработки. «Через университеты создана огромная система эксплуатации», – говорит Хатай.
Сектор высшего образования, один из главных двигателей экономики оккупированных районов, в последние годы рос без контроля. Основная политика заключалась в том, чтобы открыть как можно больше университетов и привлечь как можно больше иностранных студентов. Согласно отчету Госдепартамента США о торговле людьми за 2022 год, во многих случаях иностранным студентам обещают низкую плату за обучение, проживание и доступ к хорошей работе. Но оказавшись на оккупированных районах, они в конечном итоге подвергаются эксплуатации как дешевая рабочая сила. Их вовлекают в распространение наркотиков и принуждают заниматься проституцией.
Поэтому очень многим выгодно сохранять статус-кво. «Северная часть Кипра, которая долгое время была изолирована, теперь интегрировалась с остальным миром посредством системы эксплуатации и беззакония, – с горечью заключает Мете Хатай. – Давние споры и спекуляции, связанные с населением, служат поддержанию этого. Чтобы это продолжалось, мы не должны знать правды».
Текст подготовлен по материалам Cyprus Mail.