В 1960 году правительство новосозданной Республики Кипр разослало по муниципалитетам циркуляр с перечнем имен. Это были бойцы ЭОКА, погибшие в борьбе с британским правлением на Кипре. При этом в списке отсутствовали два очень важных имени.
Имена из циркуляра нужно было использовать при переименовании или наименовании улиц населенных пунктов. По иронии судьбы, двух имен, чаще других становящихся топонимами на Кипре, в этом списке не было. Так как оба исторических деятеля еще были в живых.
Речь о президенте архиепископе Макариосе и генерале Георгиосе Гривасе Дигенисе. Сегодня именно два этих имени чаще всего встречаются на карте острова, в их честь названы главные проспекты и улицы всех населенных пунктов.
Рассказывает исследователь топонимики
Своим циркуляром власти посылали четкий сигнал о формировании кипрской идентичности вокруг борьбы за свободу от колонизаторов. Темой кипрской топонимики занимается 52-летний исследователь Стелла Феохарус. По ее словам, Кипр – это страна со сложным прошлым, поэтому здесь не встретишь такие топонимы как Аллея роз или Бейкер-стрит. В 2018 году Стелла Феохарус начала изучать названия улиц Кипра, сосредоточив внимание на Никосии.
«Все важные события происходят в столице. Именно здесь правители принимают решения и занимаются политикой, – объясняет она. – Меняющиеся названия улиц Никосии, ее возможность расширяться только в трех направлениях (из-за оккупации северной половины города. – Прим. “ВК”), множество тупиков – все это отражает уникальную ситуацию столицы», – говорит ученый.
В ходе своих исследований Стелла проводила недели в пыльных подвалах и архивах без окон. Под руководством известного израильского профессора культурной географии Маоза Азарьяху она посетила Британский национальный архив и Национальную библиотеку Шотландии в Эдинбурге, прочитала бесчисленное множество книг, написанных древними путешественниками о Кипре.
В архиве муниципалитета Никосии она нашла записи о первых днях работы этого местного органа власти в 1882 году, когда англичане назначили первым мэром города Христодулоса Севериса. В архиве Кадастрового департамента Стелла обнаружила кадастровые планы 1915 года, которые, как считалось, были утрачены.
В поисках закономерностей в названиях наших улиц она просмотрела тысячи давно забытых документов: досье, карт, фотографий, вырезок из газет, официальных указов и протоколов собраний, проведенных более ста лет назад. В британскую эпоху новые названия улиц должны были утверждаться Верховным комиссаром, но обязанность давать названия или переименовывать улицы всегда лежала на муниципальных советах каждого города.
«Я поставила перед собой трудную задачу, – улыбается она. – В Лимассоле с 1911 года ведется полный реестр названий улиц. Но в Никосии нигде не было полного реестра названий улиц и переименований на протяжении десятилетий».
В 1960 году муниципальным советам был предоставлен список членов организации ЭОКА, из которого они могли выбрать имена для наименования улиц. «Это был в высшей степени политический акт, и посыл был ясен: мы будем чтить память тех, кто пожертвовал собой ради нашей идеи, и все будут вынуждены использовать их имена каждый день. Каждый раз, когда вы будете писать адрес на конверте, вы будете чествовать наших павших», – объясняет Стелла.
Вычеркнуть британских правителей
Улицы, получившие названия в честь выдающихся британских деятелей или монархов, были переименованы. Улица Эдуарда VII стала улицей Маркоса Дракоса, проспект Уинстона Черчилля – улицей Кирьякоса Мациса, улица Королевы Елизаветы II была переименована в улицу Михаила Караолиса, а улица Королевы Марии стала улицей Андреаса Димитриу.
«Всякий раз, когда происходят сдвиги в идентичности, меняются и названия наших улиц», – объясняет Стелла. Яркий пример – название площади Свободы. Площадь получила свое имя в 1975 году в результате референдума. До этого она звалась площадью Иоанниса Метаксаса, который фактически осуществлял диктаторские полномочия в Греции с 1936 года до своей смерти в 1941. «Переименование было актом сопротивления, новым видением. Люди высказались четко: “Мы больше не хотим диктаторов, мы хотим свободы”», – говорит Стелла Феохарус.
Улица Ледра
А еще есть улица Ледра, которая несет на себе отпечаток всей истории Кипра.
Первоначально нынешняя улица Ледра состояла из трех. По мере развития города они со временем были объединены в одну, которая в просторечии называлась Макридромас, то есть «длинная улица». Во время борьбы с британским господством англичане прозвали ее Мертвой милей. Сегодня она известна по своему имени в честь древнего города-царства, находившегося здесь.
К тому же сегодня это тупик. Без паспорта вы не сможете пройти главную улицу столицы от начала до конца.
«Это символ нашего постоянного разделения. От площади Свободы до улиц Маркоса Дракоса и Китреи (селение на оккупированных территориях. – Прим. “ВК”) наш политический, экономический и культурный контекст в значительной степени отражен в названиях. Они рассказывают о нашей борьбе, наших героях и наших оккупированных селениях. Они отражают то, какими мы видим самих себя. В них мы видим живую память о непрекращающейся борьбе нашего острова за свободу», – говорит ученый.
Текст подготовлен по материалам Cyprus Mail
Еще о названиях
На Кипре есть сотни маленьких уютных деревушек, чьи названия звучат замысловато не только для русского уха, но даже и для самих киприотов. Откуда же происходят эти необычные названия? Читайте по ссылке.