В прошлом на свадьбу, рождение ребенка, крещение или смерть на Кипре готовили большой украшенный каравай. На острове такой праздничный хлеб называют «плумисто псоми».
Лягушка – символ плодородия
Украшенный хлеб всегда имел глубокое символическое значение. Узоры и фигурки, которыми его украшали, были призваны сообщить какое-то послание. Например, вылепленная из теста лягушка, которую сажали на каравай, означала просьбу о дожде, а также могла символизировать плодородие и силу преодолевать тяготы жизни.
Голубь – свадебный атрибут
Цветы и голуби означали чистоту. Две голубиные фигурки были непременным атрибутом свадебного хлеба. Молодоженам также могли дарить хлеб, украшенный лягушками и змеями, чтобы благословить их союз появлением детей. К религиозным праздникам люди украшали свой хлеб крестами и вылепленной из теста виноградной лозой.
«Авготи». Рождественский и пасхальный хлеб
Из всего этого многообразия до наших дней дошло всего несколько видов. Один из них – хлеб «авготи» (то есть «яичный», от греческого слова «авго»). Это была плетенка, в которой делали углубление под яйцо. Такой хлеб с красным вареным яйцом был и остается атрибутом пасхального стола. Раньше его готовили и на Рождество, но в этом случае яйцо не красили, а оставляли белым.
«Зембилутки» и «антропутки»
Другими типами праздничной выпечки были «зембилутки» – конвертики из теста, которые символизировали изобилие. Хлеб «антропутки» в форме человечка обозначал каждого члена семьи. На Новый год такие хлебные фигурки по числу человек в семье складывали в корзину, ставили рядом стакан вина и свечку, и оставляли для благословения от святого Василия, чью память отмечают 1 января.
Другими новогодними угощениями была известная и сегодня василопита, а также уже почти забытая генопита – украшенный каравай, также предназначенный для святого.
Каравай – не для еды
«Большинство из украшенных караваев не предназначались для употребления в пищу, Вместо этого они служили для украшения дома или для игр», – говорит Хара Николау, которая исследует и возвращает к жизни забытые традиции. Например, на свадьбах играли в игру «Яблоня Лапифоса». Маленьких хлебных птичек вешали на дерево, которое охранял ведущий. Игроки пытались украсть птиц с дерева. Количество птичек, оставшихся в конце игры, указывало на количество детей, которых родят молодожены.
Хлеб как предмет декора
Декоративный хлеб развешивали по всему дому или использовали на ежегодных праздниках. Приготовленный из муки, воды и соли, он не отличался изысканным вкусом, зато был долговечным. В том случае, когда украшенный хлеб все же шел в пищу, в тесто добавляли мед, корицу, мастику или анис.
«Плумисто псоми» всегда был чем-то большим, чем просто хлеб. «Это был способ, которым наши предки выражали свои надежды, мечты и веру, свою связь с землей и друг с другом. Это была целая история», – считает Хара Николау.
Текст подготовлен по материалам издания Cyprus Mail