Меры по стимулированию рождаемости занимают важное место в политике нынешнего правительства. Демографическую ситуацию стараются изменить с помощью детских пособий, субсидий на детские сады и отпусков для ухода за ребенком. Но что, если власти решают не ту проблему?
Снижение рождаемости – только симптом
За последние несколько лет власти выделили более €100 млн на то, чтобы побудить киприотов рожать больше. Однако проблема не в том, что семьи рожают мало детей, а в том, что в стране в принципе становится меньше семейных пар. В 1950 году национальный коэффициент рождаемости на острове составлял 3,829. То есть на каждую женщину детородного возраста приходилось почти четверо детей. На рубеже тысячелетий этот показатель сократился вдвое, до 1,7. С 2020 года показатель снижался на 0,6 единиц каждый год.
Чтобы численность населения оставалась стабильной (без учета миграции), коэффициент рождаемости должен составлять 2,1 ребенка на женщину. На Кипре сегодня это – 1,37. То есть численность сокращается. Без кардинальных изменений остров столкнется со старением общества, нехваткой рабочей силы и растущим давлением на социальные службы.
Все начинается раньше – когда пар становится меньше
Исследование издания Financial Times показало, что проблема возникает еще до того, как пара решает, сколько детей они хотят в будущем. Все начинается с сокращения числа пар как таковых. Это проблема не только Кипра. На всех континентах количество молодых людей, состоящих в браке или живущих вместе, сокращается. Все меньше людей вступают в долгосрочные партнерские отношения, как оформленные, так и не оформленные официально.
Это связано с тем, что семья потеряла свою важную практическую ценность. Женщинам больше не нужно искать партнера, который будет о них заботиться. Обретя финансовую независимость и получив хорошее образование, они больше не соглашаются на отношения по необходимости. Расширение выбора привело к повышению стандартов, а зачастую и к отсутствию отношений вообще.
«Дело не в том, что женщины не хотят отношений. Дело в том, что нам больше не нужно соглашаться на любой вариант. У меня хорошая работа, хорошее образование. Мне не нужно, чтобы кто-то меня обеспечивал, – говорит 34-летняя Мария Георгиу, корпоративный юрист. – Если я больше не обязана терпеть мужа-дурака, зачем он мне вообще нужен? Когда что-то в поведении моего партнера начинает меня беспокоить, я просто ухожу. Если это означает, что у меня никогда не будет детей, так тому и быть»
Свобода выбора и новые приоритеты
Еще одна причина – смена приоритетов. Когда-то отношения были важной вехой, а теперь это просто один из возможных образов жизни. Продвижение по служебной лестнице, путешествия и саморазвитие ценятся выше, а растущая стоимость жизни и карьерное давление превращают семью скорее в бремя, чем в самоцель.
«Когда моему отцу было столько же лет, сколько мне сейчас, он уже 10 лет как работал на постоянной работе и два года как был женат, – говорит 26-летний Маркос Пантелидис. – А я буквально только что закончил магистратуру. Сейчас мне нужно найти достойную работу, выплатить кредит за учебу и остепениться, а уже после этого думать о постоянных отношениях. Учитывая низкую заработную плату на Кипре и постоянный рост стоимости жизни, нереально ожидать, что я смогу позволить себе создать семью в ближайшем будущем».
Растущий разрыв и финансовые барьеры
Уровень отношений падает быстрее всего среди тех, кто наименее обеспечен финансово. На Кипре, где стоимость жизни растет, заработная плата остается на прежнем уровне, а жилье становится все менее доступным, молодые люди отказываются брать на себя дополнительные обязательства по содержанию семьи. Добавьте к этому меняющиеся культурные ожидания, развитие цифровых технологий, которые заменяют живое общение, и растущую привлекательность независимого образа жизни, и будущая картина станет ясной: все меньше отношений, все меньше детей.
При этом на острове брак до сих пор выступает как важный институт. Только 20% детей рождаются вне брака, это один из самых низких показателей по Евросоюзу. В то же время уровень разводов резко возрос: с 0,2 на 1000 человек в 1964 до 2,6 в 2019 году. Брак стал менее стабильным, но при этом сохранил свою добрую репутацию: идея о том, что дети должны рождаться в традиционной семье, по-прежнему глубоко укоренена в кипрском мировоззрении, не оставляя практически никаких альтернатив другим видам родительства.
Личное решение и глобальные параллели
«Возможно, со временем я усыновлю ребенка, – говорит 28-летняя Стелла Лазару, финансовый аналитик. – Я знаю, что на Кипре это нелегко. Здесь биологическая семья – это очень важно. Женщины по-прежнему вынуждены выходить замуж. Но я лучше рожу ребенка в одиночку, чем соглашусь не на того человека, просто чтобы соответствовать шаблону».
Этот спад в отношениях вызывает радикальные социальные сдвиги по всему миру. В Южной Корее движение 4В призывает женщин вообще отказываться от свиданий, брака, секса и деторождения, ссылаясь на гендерное неравенство и устаревшие ожидания. В Японии с середины 2000-х годов существует понятие «травоядных мужчин», то есть тех, кто не стремится заводить отношения с партнером и вступать в брак. Даже в странах Африки наблюдаются сходные тенденции, поскольку горизонтальные связи способствуют распространению либеральных ценностей, расширению прав и возможностей женщин и изменению ожиданий от отношений и брака.
Для многих людей во всем мире семья – это не неизбежный этап в жизни, а выбор. И все чаще он проигрывает альтернативам.
Текст подготовлен по материалам Cyprus Mail.